Перейти к содержанию
1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6

Традиционный костюм в наше время


Рекомендуемые сообщения

Интересная мысль, что где-то за рубежом, в турпоездке, народный костюм смотрится уместнее, чем у себя дома, в смысле в городе. Лично мне было бы в нём некомфортно. Вот пример: у нас на Масленницу, на праздник в ЦПКиО предлагали народу приходить в народных костюмах. Была у меня мысль чего-нибудь напялить на себя, но как подумала, что до парка надо ещё доехать по городу- как-то расхотелось. И в парке дальше ПП платков никто не пошёл, разве что фольклорные коллективы. Основная масса людей не готова пока к восприятию народной одежды в обиходе- как нормы. Элементы- да, с удовольствием. Может быть мода последних лет на длинные летние платья и сарафаны как-то поспособствует продвижению национального костюма в быт?

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Может быть мода последних лет на длинные летние платья и сарафаны как-то поспособствует продвижению национального костюма в быт?

А моде-то это зачем? :) Мода одеждой ведает, а костюмами история моды занимается.

 

Фрося, я вот что в связи с Вашей вчерашней ремаркой надумала: традиционный костюм не исчезает-появляется, он лишь визуально отображает культурные аспекты. Что должны считать традиционным костюмом, например, современные греки? То, что носили в 19, 11 веках или хитоны? А может быть микенскую цивилизацию держать за "подлинную"?

 

сарафан
Др. рус. заимств. из тюрк. яз., где sarapa

_ Sine ira et studia _

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Мысли вслух про заимствованное происхождение сарафана)) Ну,не верю я,особенно после того, как потеряла веру в официальную историю.
Сарафан- тюрского происхождения-Тюрки были на юге- сарафана на юге не знали,он начал туда проникать в пресловутом 19 веке и то,как девичья одежда(более молодых), а замужние- поневу старинную-древнюю. А вот на севере,где тюрков в помине не было- там как раз о поневе не слыхали. Сарафан- книжное название, в народе нигде он не назывался сарафаном- везде были местные названия. Зато сарафаноподобная одежда у скандинавов есть. Да и теплее в сарафанной одежде на севере. И крой сарафана уж очень напоминает крой средневековой западной одежды(блио,кажется называется). Так что, не такое уж заимствованное явление это может оказаться))

Свет-лисичка

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Традиционный костюм не исчезает-появляется, он лишь визуально отображает культурные аспекты. Что должны считать традиционным костюмом, например, современные греки? То, что носили в 19, 11 веках или хитоны? А может быть микенскую цивилизацию держать за "подлинную"?

Весьма разумное замечание. Национальный костюм также подвержен развитию, как и все остальное. Костюмы ритуально-обрядовые более консервативны, а бытовая одежда меняется довольно быстро в исторических рамках.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Заимствовано название и крой, причём не сарафаном называлось то, что мы теперь поименовали бы кафтаном.

 

Страбон, писатель-географ начала 1-го века по РХ, рассказывает, что город Танаид, находящийся в устье Дона, служил центром, "общим местом торговли для азиатских и европейских кочевников с одной стороны и для народов, прибывающих на судах" в Азовское море из Чёрного с другой стороны. Кочевники доставляли на торжище рабов, кожи ( меха ) и другие предметы своего промысла. Черноморские торговцы привозили для обмена платье, вино и пр.
Древнейшие русичи, конечно, были одеты в одежды своего изготовления, сообразно нуждам своего климата и своему умению производить потребные для одежды изделия. Но более богатое и нарядное платье, как и дорогие ткани, они необходимо приобретали тем путём, который указвает Страбон. Вот почему совсем неизвестные в нашей древности и очень известные в XVI и XVII ст. пресловутые ферези, может быть, окажутся по своему имени происходящими от латинского forensia, или же сарафан от древне-персидского сарапа.
История древнерусского костюма в некоторых чертах обнаруживает вообще смесь туземного с иноземным. Русичи свободно брали у чужих народностей всё то, что им нравилось или прельщало по красоте, богатству или удобству, но всегда с некоторым перекроем на свой русский лад."

 

Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях.

 

В книге много документов из архивов, перевод на своременный язык весьма условный.

_ Sine ira et studia _

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Есть ли живые представители этой категории сейчас?

Конечно, сколько угодно, я даже приводила примеры :) Насчёт потерянной нити. Мы говорили о том, почему традиционный костюм исчез даже в деревнях (это побочная ветка основной беседы). Если я верно поняла Вашу мысль - городская одежда стала символом прогресса, возможностей нового мира и большей свободы. Я же просто обратила внимание на то, что для большинства людей не это стало побудительной причиной. Они просто-напросто стыдятся показаться старомодными («в наше время такое уже не носят»), им проще и легче купить готовую одежду (неважно какую — какая есть) и т.п. Точно так же, по инерции, они носили и традиционную одежду. Традиционный костюм исчез в их головах уже давно, а при возможности исчез и из обихода.

 

Интересно, что в сельской местности до сих пор существует что-то вроде дресс-кода — все чётко знают, что прилично носить, а что выбивается из общего ряда. До сих пор приезжие, и не обязательно из городов, выделяются среди местных своей одеждой. Конечно, не так явно, но всё же выделяются. Стремление быть одетым, как принято, ещё сильно в школе, но убавляется у молодёжи, поступившей учиться в города. Т.е. психологически — всё то же самое, что в 19 веке, только одежда другая.

 


Главная причина исчезновения традиционного костюма — изменение мировоззрения. Изменилось оно потому, что природа перестала быть частью жизни людей, ведь представления о мире напрямую зависят от этого самого мира. Фрося верно отметила:

Традиционный костюм был сгублен тогда, когда в человеческой психике возникло линейное время

Это одно из следствий главной причины. Цикличность природных явлений — наглядная и явная — всегда была перед глазами людей и не могла не отразиться в мировоззрении. Осталась она и сейчас, да только внимание человека приковано совсем к другому :) Это изменение мировоззрения проявляется буквально во всём. 90% образов, родных и понятных для наших предков, совсем чужды для нынешних людей. Я говорю не о внешнем, не о компьютерах и мобильниках, а о внутренних представлениях, которые в большинстве безотчётны. И цикличность времени — очень яркий и хороший пример.

 

Вот ещё для раздумья. В языках “простых” народов нет слов-обобщений, т.е. нет отвлечённых понятий. Есть, к примеру, слова «берёза, вяз, пихта, ясень», даже разные слова для мужских и женских растений есть, а вот слова «дерево» – нет. Почему же? Вопрос этот долго нас занимал, пока мы не заметили, что слово «дерево» сами произносим крайне редко, разве только как имя всех древесных племён в отвлечённой беседе, а в лесу – никогда. Вот это было открытие :)

 

Слова рождались как отражения мира – мира настоящего, живого, не выдуманного. В этом мире есть берёза, есть вяз, есть ясень, но нет в нём – дерева. Дерево появилось только с потребностью условного разделения, классификации, научного обобщения, и только там ему место. Но сейчас слово это живёт в ограниченном мире тех, кто никогда не видел пихты, кто не может отличить ясень от вяза, кто легко заменяет живых существ отвлечёнными понятиями, значками, и особой разницы не видит. И деревьев тоже нет в настоящем мире – есть лес, перелесок, бор, боровинка, дубрава, березняк, ельник, пихтач... Никогда человек не видел деревьев – отдельно от почвы, подлеска, птиц, насекомых и зверей; не видел деревьев безликих, никак не отличающихся друг от друга. Не видел – и не придумал слова для того, чего нет. Вырванные из леса, обрубленные и собранные в кучу стволы – брёвна. А вот деревьев – нет.

 

Не потому ли и народные костюмы так конкретны, детальны и подробны? Не потому ли, что просто человек — безликий и отвлечённый — не существовал в сознании наших предков. Человек — всегда конкретен: мужчина или женщина, холостой или семейный, с детьми или бездетный, молодой или старый, где-то живущий, принадлежащий какому-то роду... А сейчас серьёзно говорят о "родителе А" и "родителе Б"...

 

Нет в едином мире отвлечённых понятий. Нет ничего отделённого, оторванного, выдранного куском – мир целостен. И люди, живущие в природе, ощущают эту целостность постоянно. А дети цивилизации? Сейчас и учить начинают именно с этих вот отвлечённых слов – дерево, трава, цветок. И знакомство с миром начинается с того, чего в этом мире нет. Нелепица, верно? Ребёнок смотрит на вяз и спрашивает у мамы – кто это? И слышит в ответ – дерево. Показывает на липу и слышит то же самое – дерево. Он вырастает и не видит разницы. Можете ли вы сейчас сразу вспомнить, что за деревья растут у вашего подъезда; чьи листья устилают тротуар у конторы, где вы работаете; какие цветы растут вдоль тропинки к вашей даче? А деревенские жители дорогу отмечают по растительным вехам: пройдёшь папоротники, свернёшь у места, где слева березнячок молоденький по вырубке, а справа сосны в обхват... И таких примет им вполне достаточно. А вот если бы на свои вопросы ребёнок услышал – это одуванчик, это пикульник, это ястребинка... А ещё лучше – его зовут купырь...

 

Сейчас люди с детства живут в мире, собранном из кусков, подчас настолько чуждых друг другу, что цепенеешь от удивления. Они привыкают к этому с рождения, это само собой разумеется для них, это – СВОЙСТВО ИХ МИРА. Как могут они понять, что такое единство, если в их мире почти любой его кусок можно, как деталь конструктора, без ущерба перенести в другое место или просто выкинуть? И чему удивляться, если они так же поступают и с миром природы? Но единый мир не может существовать, если разорвать его на кусочки – он болеет и умирает. Сейчас люди (за редким исключением) не видят этого, не чувствуют, не понимают... А вот наши предки это знали. В древнерусском языке слово «целый» значило «здоровый» (небольной). Мы до сих пор ещё говорим так о неодушевлённых предметах – кружка цела, не разбилась, т.е. осталась без изъянов.

 


Конечно, народный костюм сильно менялся, как менялись религия, жилища, способы возделывания земли... Что-то придумывали сами, что-то брали у соседей, осмысливая хорошие идеи и переделывая под себя... Но эти изменения делали люди с похожим представлением о мире. И потому не терялась преемственность, и традиции не обрезались под корень. Конечно, в исчезновении народного костюма повинно многое - и реформа, в результате которой крестьяне вынуждены были добывать деньги для уплаты налогов, а не платить, как раньше, натурой... и изменение в связи с этим образа жизни... и желание освободиться от застывших и часто тягостных отношений в общине (в то время я сама первая удрала бы в город)... Но главное, с чего всё началось - постепенный отход от естественного мира, что полностью поменяло начинку в головах.

Изменено пользователем дубравушка

Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звёздного неба, если бы они хорошо знали астрономию! (Паустовский)

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Почему-то вспомнилось из Яна, цитата "по памяти":

 

Монгол спрашивает русского: "Как вы зовёте собаку?"
Русский, пожимая плечами, "Жучка, Тютька, пёс, пустобрех.."
Многол: "У нас собака это только нохой. А у вас столько разных слов. Вот потому договориться вы не можете между собой и проигрываете".

 

Обучение от общего к частному мне кажется более разумным в современных условиях, объём информации, которой владеет среднестатистический житель планеты гораздо выше того что было лет 100 назад. Мы в мире где мультикультурность - факт, наше представление о мире многослойное, человек умеет распоряжаться информацией эффективно.
В 2 года ребёнок узнает что такое ёлка, потом в садике ему расскажут про клён-рябину-берёзу, потом в школе ещё про какие-то деревья, а потом он переедет в Австралию и увидит эвкалипт, кенгуру и коалу :) Мне не кажется что его картина мира менее цельная, она просто с другого ракурса и "другими красками". Свойство цельности мира не зависит от наших умозрительных представлений о нём :) , он цельный и у монгола с его определённым нохоем, и у русского со всей сварой тузиков :)

 

Есть разница между "стыдиться показаться старомодным" и "желать выглядеть современно".
У нас есть две темы, где мы в той или иной степени касались этой проблемы:
Современная одежда. Что бы это значило?
Коварное очарование ретро

_ Sine ira et studia _

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

.
Девушки, очень интересно беседовать в кругу таких компетентных собеседниц...:) Серые клеточки прям проснулись:)
================================

 

Пардон за нижеследующие длинные рассуждения... беседа вдохновляет на мысли...

 

=================================

 


...Итак, о циклическом и линейном Времени.

 

- Что это такое, если совсем кратко?

 

Человек внеисторический.

 

Время циклично, это бесконечно повторяемые эры, эпохи, юги... годы, лунные месяцы...
В начале каждого цикла лежит Творение - боги заново сотворяют мир. Тем самым каждый раз утверждая его, Мира, устойчивость. Конец не страшен, так как после него всегда Начало.
Боги сотворяют всё, втч. и ремёсла - и передают их людям.

 

"Правильно" и "хорошо" - это так, как научили боги.

 

=== То есть точное следование сакральному образцу. О чём замечательно сказала дубравушка (и Бажов):)
В этих понятиях для человека, живущего вне линейной истории, "правильный традиционный костюм" - это сшитый как можно точнее по старым образцам и технологиям. Именно абсолютно точно воспроизводя досюльный костюм, мы повторяем божественный акт Творения и придаём Миру устойчивость.
===================================

 

Человек исторический.

 

Начиная с иудаизма и христианства возникло отрицание вечной повторяемости циклов жизни.
Мир имеет начало - и будет иметь конец (второе пришествие и страшный суд).

 

Всё, что происходит на этом промежутке - это воля божья (для религиозного человека).

 

Для атеистов всё, что происходит между Началом и Концом - это следствие законов природы (напр, Большой Взрыв и сжатие Вселенной). И законов общества.

 

В нашем контексте это практически без разницы. Человек исторический на отпущенном Миру промежутке линейного Времени, между Началом и Концом, следует либо воле божьей (если он религиозен), либо законам природы (если он "научен").

 

- Практически для обывателя это сводится к следованию тому... что скажут/навяжут профессиональные интерпретаторы либо Закона божьего, либо законов природы:). При добавленной собственной небольшой, в основном, кажущейся "свободе выбора" обывателя.

 

Так устроена и та небольшая область человеческой деятельности, о которой мы тут говорим.
- А именно, мода:)

 

То есть человек исторический обречён изменяться. Именно меняясь, он следует "законам природы и общества" или "божьему промыслу" - и вписывается в историю.

 

Для него "хорошо" и "правильно" одеваться - это одеваться "по-новому". "Новое" предлагается/внушается ему профессионалами. При этом другими профессионалами:) ему оставляется некая "свобода выбора" - именно в той степени, чтобы он от выбора не отказался вообще, не чувствовал себя манипулируемым.
==============================

 

Мы видим, что господствующее в человечестве понятие о Времени, цикличное или линейное - формирует совершенно разные отношения человека с его одеждой. Или точнейшее воспроизведение прежних образцов - или вечное изменение.

 

=== Забавно, что и у нас на Сезоне есть апологеты и того, и другого подходов:):):) Например, Света Ветаг - vs. Модная Модистка. Torry Kratch - vs. Natamoda

 

Теперь интересна онтология (последовательность) человека внеисторического и исторического. Реально мы знаем 2 последовательных периода: 1)цикличный 2)линейный.
Ощущение Времени цикличным предшествует линейному Времени.
- Но какова общая, более протяжённая картина? Значит ли это, что цикличность Времени - это навсегда уходящее явление, которое обречено исчезнуть навсегда, навсегда смениться линейностью?

 

Или возможно, цикличное и линейное Время сменяют друг друга много раз? И тогда впереди нас опять ждёт эпоха цикличного Времени? И новая кардинальная смена отношений человек-одежда?
======================================

 


Линейное Время окончательно воцарилось в европейской цивилизации где-то в конце 17 века. Тогда была очень сильно актуализирована тема завершения Времени, конца света (1666 год). Конец не состоялся, как бы отложился, но идеология линейности укрепилась и воцарилась.

 

Именно тогда началось крушение многих традиционных институтов человечества.
Возник капитализм. Была пересмотрена религия (Лютер). Возникла современная наука и стала "производительной силой общества". Возникли идеи прогресса. Затем идеи эволюции. Итд.

 

Тогда же отказ от традиционного костюма вступил в свою завершающую стадию, по-разному растянувшуюся в разных странах.

 

Думаю, все помнят о борьбе Петра Первого с сарафанами и зипунами:). Это типичнейшее явление переходного периода.

 

К 20 веку сия борьба на европейском плацдарме практически завершилась. Традиционный костюм пал практически везде в Европе, и это было совершенно закономерно.

 

Но.....
:):):)

 

- Без "но" было бы и скучно, и грустно, правда?:)

 

С начала 20 века человечество вновь обратилось к идее цикличности Времени.
Её, эту идею, можно встретить в самых разных областях... в культуре, обществе, науке.
- Например... олимпийские циклы с Олимпиадами. Спортивные чемпионаты. Фестивали. Всего этого совершенно не было в 19 веке.
- экологические поселения
- Теория Льва Гумилёва о зависимости событий истории от солнечных циклов.
- Николай Кондратьев с его "большими циклами конъюнктуры" в экономике.
- "возрождение Православия" в России
........................................................

 

И многое, многое другое в неугомонной деятельности человеческого разума.

 

А в нашей маленькой сфере моды... да здесь возникло сколько угодно явлений, подтверждающих обращение человечества к идее цикличности!

 

- реконструкторы
- возрождение национального костюма
- винтаж
- а в последние годы ещё и глобальное применение буквально всеми модельерами "предыдущих модных стилей". НЛ, 20-ые, 60-ые - всё что угодно:)
=== Время снова начинает ощущаться цикличным и в мирке моды:)

 

Как далеко зайдёт этот процесс? Будет ли он глобальным - или проявится лишь в некоторых сферах человеческой деятельности?
Будет ли это господство таким же, как в предыдущий раз? - Или возникнет некий синтез линейности и цикличности, "следования священным образцам" - и "вечного изменения"?

 

Поживём - ...:):):)

Всегда всех стройней, розовее и выше

Ручное шитьё в режиме онлайн

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


объём информации, которой владеет среднестатистический житель планеты гораздо выше того что было лет 100 назад.

 

 

Среднестатистический житель планеты на данный момент ужасающе безграмотен, и неприспособлен к автономной ( не потребительской) жизни.
То, что сейчас проще найти требуемую информацию- это да. Но! Информационно-доступный инет чаще используется для "потрепаться, поиграться, перепихнуться", пардон за мой французский. Что касаемо грамотности и развития мыслительных способностей: ни для кого не секрет, что развивая мелкую моторику рук ребенок тем самым стимулирует развитие мозга. Современные дети замечательно умеют стучать по клавиатуре, открывать с помощью мышки нужные ( как правило игровые либо мультяшные) странички в нете,.. и не умеют вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу, делать ручные швы- они много чего еще не умеют руками.
Теперь давайте вспомним, что в "ранешнее время" для девочек любого сословия были обязательными уроки рукоделия, музицирования, для мальчиков соответственные занятия тоже имелись. К 14 годам дети овладевали навыками обеспечения себя, и бОльшая часть навыков относилась к ручному труду. И думается мне, что разговоры о наших "отсталых предках" сииильно грешат против истины.

Либо делай, либо не делай! Но ни в коем случае не пытайся пытаться!

Мой Яндекс

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Фрося, ну не цикличность-же, спиралевидность :) Цикличность предполагает полную повторяемость.
В современной моде есть своего рода "иллюзия цикличности": из-за того что информационный поток так насыщен относительно подготовленный взгляд распознаёт "уже знакомое" и воспринимает только повторы, а новое просто не в состоянии полноценно выделить пока оно не станет более массовым явлением в моде. Человеки вообще всё распознают как подобное или отличное :)

_ Sine ira et studia _

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Теперь давайте вспомним, что в "ранешнее время" для девочек любого сословия были обязательными уроки рукоделия

Именно в эти времена "авторитетные умы" считали, что женщина не способна к обучению, что чтение плохо сказывается на слабом женском организме :)

 

Куда тыкают мышкой дети - полностью во власти и ответственности родителей. И навык пришивания пуговиц "спасением" мне не кажется :(

_ Sine ira et studia _

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

.
..Но есть тенденции и к полному "следованию священным образцам":) Когда естественное отступление признаётся неизбежным минусом:)

 

Маленький сезоновский пример - подход Юли Ляфам к воспроизведению стиля НЛ:).

 

Ну и кроме того, традиционное "воспроизведение образца" отнюдь не ригористично...:) Формы варьируются, воспроизводится идея и смысл.
===============

 

Ладно, девушки, после умственности надоть попить чайку:)

Всегда всех стройней, розовее и выше

Ручное шитьё в режиме онлайн

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Фрося, ну не цикличность-же, спиралевидность :) Цикличность предполагает полную повторяемость.
В современной моде есть своего рода "иллюзия цикличности": из-за того что информационный поток так насыщен относительно подготовленный взгляд распознаёт "уже знакомое" и воспринимает только повторы, а новое просто не в состоянии полноценно выделить пока оно не станет более массовым явлением в моде. Человеки вообще всё распознают как подобное или отличное :)

Брина, еще раз респект.

 

1. Каждое явление нужно рассматривать с использованием основных понятий. Принцип Оккама. (В трудах самого Оккама это звучит так: "…множественность никогда не следует полагать без необходимости… [но] всё, что может быть объяснено из различия материй по ряду оснований, — это же может быть объяснено одинаково хорошо или даже лучше с помощью одного основания).

 

2. Форма движения материи-энергии всеобща для микро- и макромира. Это не замкнутый цикл, а волна: подъем-снижение... вдох-выдох... сгущение-разрежение. Начальная точка фазы никогда не совпадает с конечной, потому что время движется только в одну сторону.

 

3. Всё есть система (в школе учат). Теория систем объясняет функционирование систем. Закрытая система не меняется (таких на Земле нет), в открытой системе происходят изменения, и их скорость зависит от притока информации и внутренней энергии системы.

 

4. Сравнительный анализ. Прежде чем делать глобальные выводы на основе одного явления, посмотрите другие явления того же порядка.

 

Это базовые постулаты мышления (не все, конечно).

 

Если в России национальные костюмы остались только у артистов, тогда как в Азии, Африке, Южной и Центральной Америке народ и не переставал носить свои традиционные одежды, а в современной Европе в гардеробе простых людей есть фольклорные костюмы, то причем здесь время?

 

Время - ttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F

Изменено пользователем Алент
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Если в России национальные костюмы остались только у артистов, тогда как в Азии, Африке, Южной и Центральной Америке народ и не переставал носить свои традиционные одежды, а в современной Европе в гардеробе простых людей есть фольклорные костюмы, то причем здесь время?

- Человечество, оно ведь неоднородно:) И все переходы в нём неодномоментны.
Кто-то в космос летает, кто-то соплеменников кушает. - В национальном костюме:) - И всё это в одном и том же 2012 году.
(мультикультурализм, как известно, полностью провалился, см. Ангелу Меркель:))

 

=== ТК продолжают активно носить именно те народы, в мировоззрении которых сохраняются и даже господствуют те самые архаические черты.

 

Алент, если вас интересуют проблемы восприятия человечеством Времени - и как это влияет на повседневную деятельность человека, втч. на ремёсла, втч. на изготовление и ношение одежды, - то замечательное чтение - труды Мирчо Элиаде. Для примеру, "Мирское и священное" или "Миф о вечном возвращении".
Это, пожалуй, наряду с Дюмезилем, человек, которому удалось больше всех сказать о "таких вещах", и не только о них.
==========================================

 

- Девушки, потереотизировав немного, есть предложение.

 

Давайте соберём известные нам (желательно, лично известные, или очень близко) случаи ношения национального русского костюма.

 

А потом попробуем оценить, что это такое у нас в России и сейчас.
- Реликт?
- Чудачество?
- Нарастающая тенденция?
- .................... ?

 

Начну я.

 

1. Этим летом ко мне обратилась наша форумчаночка Оля. С просьбой помочь ей сшить косоклинный сарафан, что я с удовольствием и сделала.
- Для чего он ей был нужен?
Оля собиралась в небольшую туристическую поездку в Нижегородскую область. Направление - этнографический туризм.

 

Несколько лет назад одна нижегородская энтузиастка придумала такой небольшой тур, посвящённый сбору и заготовке Иван-чая. Как известно, из листьев Иван-чая по определённой технологии можно приготовить вкусный чайный напиток. Она предлагает участникам провести эти несколько дней в русских традиционных костюмах.

 

Вот как выглядит эта поездка. Смотрите, там много приятных фотографий.

 

4.jpg

 

http://turizm.nnov.org/sights/3089865.html#comments

 

Согласитесь, здорово! Уместно, естественно, интересно, красиво и ...соблазнительно!:) Прям самой захотелось. Пирожков с калиной в сарафане покушать:)

 

В юбке-оригами, в джинсах или в коктейльном платье это было бы глупо и скучно.
А тут есть повод и возможность надеть русский костюм, сшить его, попробовать носить - и украсить собой родную природу. Богатая гамма переживаний, красиво дополняющая пирожки и сбор листочков.

 

Это явление новое, так что интересно, как оно будет развиваться дальше.

 

Обратите также внимание, что это из цикличной оперы - тк. сбор Иван-чая приурочен к Солнцевороту - повторяющемуся каждый год событию солнечного календаря.
====================

 

Кто что ещё скажет?

Всегда всех стройней, розовее и выше

Ручное шитьё в режиме онлайн

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Фрося, а давайте ещё определим для ясности что такое "традиционный русский костюм". Пока получается что это такой по сути симулякр в обыденном сознании.

_ Sine ira et studia _

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А могу ли я позволить себе усомниться в "теории деревьев” ?Как человеку, почти всю жизнь прожившему бок о бок с тайгой? Так вот, я всегда говорю:"деревья, дерево” , а конкретизирую только, когда требует ситуация - например, действительно, в лесу, если хочу обозначить определенное дерево. Но я сильно сомневаюсь, чтобы языки развивались от сложного к простому, а простые народы всегда употребяли только слова вроде "ель, береза”и даже отдельные слова для растений разного пола, а вот слова "дерево” они бы не знали. По- моему, должно быть наоборот. Ведь такой способ вести беседу требует ну очень большого словарного запаса. Разнообразие окружающего мира уж больно велико. К примеру, в России одних только видов жуков 20000. Тогда языки простых народов должны иметь наибольшее количество слов, а цивилизованные- минимальное.
Полная цикличность времени, по моему, представлена в книге "Старшая Эдда”. Там весь мир родился, живет сейчас и когда-нибудь умрет, а потом возродится. Возродится не каким-либо обновленным, а точно таким же, каким и был, без какой-либо финальной победы добродетели. В то же время в книге присутствует и линейность : от Золотого Века, когда боги наслаждаются жизнью в новом мире, и до последней битвы события не повторяю друг друга , они движутся по нарастающей. Такая линейность внутри цикличности. В чем-то мне эта идея близка....
Ну и если мы вернемся к нашим ...народным костюмам, и вариантам их ношения в повседневности.... Сразу оговорюсь, я по народным костюмам не спец, поэтому представляю себе его примерно как на картинках: рубашка, сарафан, платочек, или кокошник, или этот убор -вроде назвывается кика,- на голове, такая .... по моему душегрея, сверху, для мужчин рубаха навыпуск, с поясом,портки и сапоги... Так вот, в реальной жизни я все это видела только на участниках фольклорного ансамбля. Отдельные элементы костюма, рисунки, отделка, покрой- все это попадается мне, и нередко, но именно в таком комплекте - только на актерах. Хорошо это или плохо, но факт есть факт.

Изменено пользователем Шарлотта.К

Ловкий найдет выход из любого положения. Мудрый в этом положении не окажется.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

.
Шарлотта, спасибо, очень интересно!

Фрося, а давайте ещё определим для ясности что такое "традиционный русский костюм". Пока получается что это такой по сути симулякр в обыденном сознании.

Определить мы, конечно, можем - как некоторый набор предметов. Примерно как перечислила Шарлотта.
Но этого, как следует из предыдущего мозгового штурма - и из обсуждаемого вопроса, будет не совсем достаточно.

 

Важно: как именно шьётся и носится ТК.

 

То есть интересно именно некое идейное единство ТК, его создательницы и носительницы.

 

И здесь я вижу две тенденции.
Первая - нечто по мотивам ТК.
Это как раз исторический подход. Всё развивается, всё меняется, и это хорошо, сошьём сарафан из полиэстра, на эл.машинке, даже не сарафан, а платье по мотивам сарафана итд.

 

Вот такого, на мой взгляд, полным-полно.
Причём в 19 веке этого (обращения большой моды к народному костюму) не было (за исключением придворных платьев).

 

Я уже упоминала, что в 20-м веке большая мода сплошь и рядом эксплуатировала русский костюм.

 

1920-ые - русская рубашка (Ламанова). Это основной крой 20-х.

 

1960-ые - русский сарафан+кокошник (космические платья+косынка или шапочка)

 

1990-ые - казачья парочка.

 

Увидеть что-нибудь красивое в ТК, выдрать из идейного контекста и применить потому что это "красиво", а красивого там полным-полно - почему бы и нет? Или взять насыщенный образный строй народного костюма - и пытаться повторить другими способами. - Это происходит очень часто, на всех уровнях моды, от подиума до квартиры, втч. и подсознательно.

 

Вторая тенденция - стремление к точному воспроизведению неких "старых", "правильных" образцов. Это внеисторический подход.
Это , в общем-то, всегда лишь стремление, потому что сами старые образцы многозначны. Но всегда у швеи/носительницы присутствует желание сделать "по-настоящему", пусть и, по понятным причинам, упрощённо.

 

Но согласитесь, девушки, где-нибудь в 1930-х или 1960-х ничего подобного не было.
Невозможно представить себе ещё 20 лет назад людей, которые стремились бы создать "точный", пусть "приблизительно точный" народный костюм и искать место, куда бы его надеть. - И находить:).
А сегодня такие люди заметны.
Значит, это уже тенденция. От нуля к ...?

 

Кстати, Оля, с которой мы шили косоклин, была озабочена именно его "настоящестью".
Те. не то, чтобы самой ткать и вышивать - но ей был нужен определённый уровень "настоящести", соответствующий её представлениям.
=====================

 

Продолжаю известные мне случаи применения народной одежды.

 

2. В нашем дворе живёт одна семья. Не раз видела, как мама возит двух дочек (лет 7-8) в церковь. При этом они одеты в нарядные русские сарафаны с рубашечками и косынки. Примерно в таком духе, но более нарядно:

 

1.jpg

Для таких оказий русский костюм мне кажется очень уместным.
Совсем бытовое платье - профанно.
Нарядное - неуместно.
Нужна особая одежда, и русская здесь очень звучит.
========================

 

- Ещё наблюдения?:)

Всегда всех стройней, розовее и выше

Ручное шитьё в режиме онлайн

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я определения хочу не просто так :) Вель в каждый период времени в каждой области был свой традиционный костюм который соответствовал социальному статусу носителя. И сарафаны ( когда они стали выглядеть как мы себе сейчас представляем ) где-то не носили, и головные уборы были абсолютно разные не только по форме, но и по "правилам использования".

 

Там на картинках по ссылке девушки в сарафанах на "голое тело", но в таком виде никто не мог на люди показаться.

 

Т.е. если вопрос достоверности не рассматривается, то это получается "набор представлений человека 21 века о том каким бы он хотел видеть традиционный костюм".

_ Sine ira et studia _

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Среднестатистический житель планеты на данный момент ужасающе безграмотен, и неприспособлен к автономной ( не потребительской) жизни.

Не соглашусь - если брать среднего жителя именно планеты, то наоборот среднестатический индивидуум грамотен в смысле самообеспечения и ручного труда. В Мексике только подросло первое поколение девочек, которые по пять часов в день не перетирали кукурузу на коленях в каменной ступке, в Индии, Китае, Латинской Америке, Африке ручной труд с малолетства и навыки самообслуживания, шитья, готовки, и тп необходимы. Большая часть человечества обогревается дровами, их кто-то рубит и в печку складывает:)
Касательно же индустриально развитого общества наблюдаю, что ручной труд, прививание навыков самообслуживания детям более распространены среди образованных людей.
Интересно, например, посмотреть на современные кулинарные книги-бестселлеры - сыроварение в домашних условиях, шаркутри (извините, не знаю русского эквивалетна), хлебопечение и тп. Изменено пользователем Petitchou

Извините за опечатки, знаки препинания и общую сумятицу потока мысли

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Там на картинках по ссылке девушки в сарафанах на "голое тело", но в таком виде никто не мог на люди показаться.

 

Т.е. если вопрос достоверности не рассматривается, то это получается "набор представлений человека 21 века о том каким бы он хотел видеть традиционный костюм".

 

Был такой Павел Свиньин. Издатель, художник, литератор пушкинских времён.
Он в 1839 году выпустил книгу "Картины России и быт разноплемённых ее народов, из путешествий П.П.Свиньина".
Объездил Россию и зарисовал много русских женщин в традиционном костюме.

 

Например.
Воронежки.

 

000000000000000000.jpg

 

- Вас удивляет такой несколько не такой русский народный костюм?:)
У Свиньина есть целая история, почему так сложилось в данной местности.

 

Донская казачка.

 

00000000000000000.jpg

 

- Забавный синтез турецкого кафтана и платья-ампир у этой станичной красотки, правда?:)

 

Галичанки (это Костромская губерния, Заволжье).

 

0000000000000000.jpg000000000000000.jpg

 

- Ишь какое декольте у девушек, Бриночка:) Голого тела хоть отбавляй.
==========================

 

- Неужели это всё русский народный?
А вы как думали?:)

 

Вот поэтому для меня не имеет особого смысла подбор конкретных предметов костюма в национальный пул и установление факта ношения/неношения этих предметов сегодня.

 

=== Интересен именно традиционный способ отношения к одежде. Психология людей, заставляющая их воспроизводить "старое доброе прошлое", каким бы в конкретике оно им не представлялось.
Когда хорошо - это то и так, что носили бабушки. А то, что носили прабабушки - ещё лучше:)

 

...И людей с такой психологией, имхо, сегодня заметно...

Всегда всех стройней, розовее и выше

Ручное шитьё в режиме онлайн

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


шаркутри (извините, не знаю русского эквивалетна)

Птишу, срочно бегом в сарафан и кокошник:)
Пока русский язык не зашаркутрировался:)
Шутю, люблю, просто очень по теме получилось.

Всегда всех стройней, розовее и выше

Ручное шитьё в режиме онлайн

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

О, это любопытно, не попадался мне такой источник, спасибо!

 

Такое ощущение что художник адаптировал изображение под "аудиторию" или рисовал в "современном стиле". Для живописи начиная с 18 века это очень распространённый приём, поэтому опираться на неё как на достоверный источник есть смысл с осторожностью.

 

Пожожее явление наблюдается в "костюмных фильмах", практически о каждом можно с уверенностью сказать какого он года выпуска по адаптации костюмов-грима. Складывается впечатление что эта "адаптация" не всегда намеренная :)

 


Интересен именно традиционный способ отношения к одежде.

Так он ничем от современного не отличается по сути - осознание уместности и функции: в пир, в мир и на работу. Мифологизация или придание в сознании свойства "культовости".

 

У нас вся проблема-то в том, что ТК больше не одежда, т.е. больше не наделена массово понятными смыслами кроме "исторических, архаических, археологических или театральных".
Косплей-психология к самому костюму мало имеет отношения, имхо.

_ Sine ira et studia _

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Там на картинках по ссылке девушки в сарафанах на "голое тело", но в таком виде никто не мог на люди показаться.
BriNa, Вы меня опередили. Лично мне прямо "глаз резануло":( Ощущение, что какие-то старообрядцы, но незнакомой веры (сектанты).... Или - ролевая игра, но не по правилам.
Кстати, Фрося В платье "а ля косоклинный сарафан" (на голое тело, с поясом, на каблуках) такого отторжения не вызывала. Думаю, потому что там - это была уже просто одежда.
И ещё, очень большое ИМХО. Бедные девочки, что мама в "русское" рядит. На них же все пальцами будут тыкать.... Одно дело - для взрослого, другое - для детской психики :(
Я очень люблю народное. Считаю, что лучше, красивее ничего нельзя выдумать. С удовольствием смотрю, разбираюсь...
Но, если мы все вдруг "вырядимся", это будет просто скучно. Понимаю девочек из "заграницы":). Им там, наверное, кажется - "прикоснуться к родному". Вот и пытаются в сарафаны да кокошники одеваться....
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Я определения хочу не просто так :) Веlь в каждый период времени в каждой области был свой традиционный костюм который соответствовал социальному статусу носителя. И сарафаны ( когда они стали выглядеть как мы себе сейчас представляем ) где-то не носили, и головные уборы были абсолютно разные не только по форме, но и по "правилам использования".

 

Т.е. если вопрос достоверности не рассматривается, то это получается "набор представлений человека 21 века о том каким бы он хотел видеть традиционный костюм".

 

Посетившая Россию в начале XIX в. Марта Вильмот записала в своем дневнике, что одежда простого народа «настолько традиционна, что в каждой деревне по покрою платья можно пришлых людей отличить от коренных обитателей. Костюм тверских крестьян, например, так же отличен от московских или петербургских, как одежда индейцев от европейского платья». :))

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Кстати, а вот фото с совсем свеженького мероприятия, молодежного международного форума на Камчатке.

 

http://kamchatka.gov.ru/img/news/b/23064_20556.jpg

 

Вот кто не тужит о народном костюме, так это украинцы :).

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Форум переведен в режим «Только чтение»

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...