Перейти к содержанию
1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6

Традиционный костюм в наше время


Рекомендуемые сообщения

Вот такая тема есть у нас в Моде и гардеробе, мне кажется ссылка тут к месту:
Стиль а ля рюс, "хочу выслушать любые мнения"
Над кормилицами потешались потому что так никто не одевался уже много-много лет, потому что это был "костюм", который выпячивал "национальность" как достоинство, русская кормилица из деревни - экологически чистый натурпродукт.

 

Моду никто не навязывает, вы можете выбирать самостоятельно что носить. Диктуют только образ жизни, социальный круг и личные предпочтения. "Прививать любовь" - мне это странно, можно рассказать и показать что вы считаете ценным, а вот возникнет ли любовь - вопрос личных предпочтений.

 

Я много читаю о традиционном костюме, хожу на выставки, смотрю что-то в сети, этнографический интерес есть - любви нет.

 

Одежда - это набор отдельных позиций, составляющий гардероб удовлетворяющий бытовым и социальным потребностям. Туда-же ещё обувь входит.
Свет-лисичка, сможете предложить полноценный гардероб, основанный на традиционном ( пускай даже из современных тканей и с кроем поуже-поудобнее ) для современной горожанки? Дополнительные условия: офис без дресс-кода, метро, трамвай, сезон осень-зима от +5 до -20.

_ Sine ira et studia _

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Кстати о костюме. Наверное, я не читая эту тему, уже думала о ней:-) Подарили мне не очень старинный, но лет так 25-35 ему есть - большой павловопосадский платок, без кистей. Накинув его на плечи, не понравилась сама себе в зеркале. А вот сделать из него стёганую куртку в каком-то русском стиле на холлофайбере, чтобы не тяжёлая, но тёплая; с подбивкой мехом, но не овчиной, а чем-то поинтереснее (легче, пушистее) - мысль мелькнула. То есть - захотелось чего-то вот такого русского, но не в старом стиле, а стилизацию, ибо не назвать это придуманное уже никакой русской душегреей:-)))
Видимо, всё-таки и современные утеплители ( холлофайбер на много легче шерстяного ватина, не намокает, ветронепродуваем) и современный взгляд на жизнь лично мне не дадут уже возможности носить овчинный тулуп, я его просто поднять не смогу:-) А куда в зиму при минус 40 без него? Надо ещё учитывать и то, что предки наши были приспособлены к такой одежде, а мы - уже нет.

единственный способ жить хорошо - сразу уходить оттуда, где плохо

мой канал на YouTube, мой instagram, моя страница ВК

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот такие идейки ходят по интернету! А еще в этом году на неделе моды Зайцев показывал коллекцию из платков. Там для одного костюма многова-то. А вот если эти вещи носить по одной, то вполне подходяще!
post-29357-1354226034_thumb.jpg post-29357-1354226070_thumb.jpg post-29357-1354226096_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Традиционный костюм, как и всё, что создаёт человек, созвучен с мировоззрением этого человека или шире — народа. Народный костюм создавали люди, вся жизнь которых проходила в естественной среде. А что это такое на самом деле — сейчас мало кому ясно и понятно. Разговоры на эту тему давно приелись, поскольку все они одинаково неглубоки — лишь общие слова о неспешности и спокойном, медленном течении жизни вне цивилизации — вот и всё, что обычно замечает горожанин, кроме свежего воздуха и чистой воды. Но главное — разница в мировоззрении.

 

Человек с рождения (а может, и раньше) впитывает в себя свойства мира, в котором живёт. И вот здесь — главное отличие. Мир природы — един и целостен (целый в староставянском значит здоровый, небольной), здесь всё связано со всем, связано неразрывно. Мир цивилизации, созданный человеком, похож на конструктор — любой кусок из него можно вынуть и пристроить на другое место безо всякого вреда для системы, можно даже просто выбросить. Вот это, впитанное с детства, делает нас и наших предков существами разных миров. Проявляется оно во всём — в языке, одежде, способе познания: одно дело — сначала увидеть живую птицу или растение, послушать, понюхать, полюбоваться... и только потом узнать, как это зовут или с чем это едят :) Совсем другое — сначала услышать о чём-то на уроке природоведения (думая при этом о новой видео-игре), посмотреть картинку или даже фильм, а уж потом — увидеть это вживую (или не увидеть). Разница в восприятии — огромна. Одни воспринимают мир, другие — лишь его отражения. Недаром одно из главных впечатлений от любого народного искусства описывают словами «подлинное», «настоящее».

 

Вроде бы, всё просто, но одно дело — понимать эту разницу умом, а совсем другое — жить, ощущая целостность мира так же естественно и почти безотчётно, как мы ощущаем дыхание. Вот почему традиционный костюм, родной для наших предков, сейчас большинству совсем не подходит. Невозможно склеить два противоположных мира. И дело не в том, что народный костюм не подходит для города — он не подходит для мозгов. Посмотрите, как мало людей (мало не на форуме, а вообще по жизни), которые ощущают традиционный костюм родным, а ещё меньше тех, кто находит ему хоть какое-то место в своей жизни. Я говорю не о стилизациях, а о полноценном народном костюме. На мой взгляд, стилизации все до одной выглядят фальшиво, поскольку в них изначально заложено противоречие — напоминая о народном костюме, они в то же время лишены главного его достоинства — целостности образа. А то, что приживается (отдельные элементы кроя, узоры вышивки и т.п.) - перестаёт быть народным костюмом :) Горожане далеки от природы и так же далека от неё их одежда.

 

Это всё о том, почему невозможно возродить традиционную одежду сейчас, а вот почему она исчезла в прошлом даже в деревнях? Здесь не обошлось без того, о чём уже говорилось в теме — люди у нас стыдятся своей традиционной культуры. Стремление непременно подражать во всём городу родилось давно и живёт по сей день. И желание это так сильно, что люди не отличают даже хорошего от плохого. У нас есть книга о культуре Заонежья, и там прямо сказано, что в начале ХХ века городская одежда ценилась настолько, что нередко люди продавали последнюю муку, лишь бы раздобыть к празднику даже старую и рваную, но городскую одежду и выглядеть «не хуже всех». Это при том, что одежды хватало, но вот беда — она была домотканой. Т.е. добротная домотканая одежда ценилась ниже старья из фабричной ткани. А вот примеры недавних лет — наши деревенские родственники (часть из них перебралась уже в города) жалеют нас, потому что мы ходим в самодельной одежде и едим свой хлеб (печём как обычно, в русской печке), жалеют настолько, что даже угощали нас в городе со словами: «Поешьте хоть нормального хлеба, пока возможность есть» :)) Что тут скажешь?
И если уж сожалеть, то не столько об утрате народного костюма, сколько о том, что таких людей слишком много...

 

Мы с мужем сами не ощущаем неразрывной связи с русским народным костюмом — нам близка одежда всех народов, и чем ближе она к природе, тем роднее для нас. Я до сих пор в поиске одежды, которая подошла бы именно нам :) Порой хочется пройтись в косоклинном сарафане, но — негде :) Наша жизнь тесно связана с лесом, но и для леса я не вижу подходящей нам одежды. Смотрю на туристические, шуршащие и блескучие, одёжки — не могу представить ничего более чуждого природе, разве что самих этих туристов. Одежда геологов нам ближе, всё-таки сами геологи :), но в ней недостаёт красоты и прелести, это одежда для работы. Таковы в большинстве и современные геологи — природа для них не дом родной, а поле детельности, нередко неудобное к тому же :)

 

Хочется одежду красивую и очень удобную для движения, а народный крой тоже не всегда хорош. Такие жемчужины, как сапожковская рубаха, встречаются нечасто. А в обычном крое немало недостатков. Мне думается, что развитие традиционного костюма в том, чтобы взять от него лучшее и создать такую одежду, чтобы она никак не стесняла человека и не приходилось выбирать между красотой посадки и свободой движения. Чтобы не жертвовать ни красотой ради удобства, ни удобством ради красоты. Думается, наши предки стремились к тому же, продолжая совершенствовать древние фасоны.

Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звёздного неба, если бы они хорошо знали астрономию! (Паустовский)

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

дубравушка, большое спасибо, очень интересно.

 

Абзац о том почему перестала цениться традиционная одежда в деревнях ещё в 19 веке - у меня есть другая версия, из другого источника.
Фабричная одежда в какой-то момент сделалась "статусной", потому что традиционную мог заполучить-изготовить любой деревенский житель, а на фабричную требовались деньги, которых не так много было в натуральном хозяйстве. Сам факт покупки, а не самостоятельного изготовления сообщал что человек успешен, у него есть средства не только на орудия труда.

 

В европейских странах процессы урбанизации для традиционного костюма похоже протекали.

_ Sine ira et studia _

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У меня под боком -Китай, так вот, там тоже национальную одежду не увидеть, разве только актрису или редкую оригиналку. В основном там исключительно урбанистическая одежда -все те же джинсы и кофты. По-видимому, традиционная одежда пропала не только у нас.

Ловкий найдет выход из любого положения. Мудрый в этом положении не окажется.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Читала пост Дубравушки несколько раз и решила дополнить, так как со многим согласна.
Традиционный костюм неотделим от традиции, а традиция в свою очередь вытекает из религии и образа жизни. Возрождение костюма, отдельно от возрождения традиции в целом, не сработает потому что как сказала Дубравушка, в мире нет пустот и все связано между собой. Возрождение традиции целиком тоже сегодня невозможно, она была построенна на цикличности в жизни (рождение-смерть, утро-вечер, посев-урожай) тесно связанной с природой. Сегодня все народы, русский не исключение, оторванны от природы, цикличность нарушена, урожай всегда есть за деньги в супермаркете, рождение заранее спланированно и т.д. Все народы пережили урбанизацию, затем глобализацию и теперь как результат, если пройтись по улице в Токио или Нью Иорке или Москве, можно увидеть одну и ту же "традиционную одежду" на женщинах - брюки/джинсы с блузкой-футболкой. Индивидуальности народов снивелированны "новым порядком", поэтому возрождение традиционного костюма не приживется.
С другой стороны, на положительной ноте, я вижу сегодня во многих странах (не уверенна или Россия в этом списке т.к. мое русскоязычное общение происходить только в "сезоне"), начинается возвращение людей к природе и к земле, все больше людей отказываются от некоторых "благ" цивилизации и пытаются вернуться к истокам, к земле и целостности с природой. Я не говорю о "зеленых", это подделка с целью наживы, я говорю о целых поселениях в Штатах, Новой Зеландии, Южной Америке, Корее, которые живут в основном натуральным обменом. Себя к этим людям еще причислить не могу, но двигаюсь в этом направлении. К сожалению у многих возвращающихся к истокам, также как и у горожан, чувство национальной принадлежности отсутствует или минимально.
Если посмотреть внимательно на традиционную одежду любой нации, не только русской, общие черты одинаковы, женщины одеты в длинные свободные платья, разница в деталях и украшениях. Лично я нахожу такие платья невероятно удобными, но могу их носить только в доме, где я провожу большую часть дня. Чтоб работать на земле мне нужны штаны заправленные в ботинки (змеи, к ним я еще не привыкла, никогда не знаешь откуда они появятся). Я верю в возрождение традиционного костюма, но только не в городах. Если люди смогут возродить традицию или создать новую, возникнет потребность в костюме, а до тех пор...
И напоследок одна вещь в которой я с Дубравушкой не согласна:
"Мир цивилизации, созданный человеком, похож на конструктор — любой кусок из него можно вынуть и пристроить на другое место безо всякого вреда для системы, можно даже просто выбросить."
Человечество стало близоруким и не видит результатов если они растянуты во времени. Скажем грубо урбанизация и индустриализация произошли в последние 200 лет. Что в жизни и здоровии человека изменилось за это время? Мы приобрели ожирение, диабет, рак, высокое давление, клиническую депрессию и т.д. и не знаем как эти болезни вылечить (не облегчить, а избавиться от них полностью), видимо все таки связь есть.

Sharon.Со мной на ты.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Хм, ну я бы не стала так однозначно говорить о вреде цивилизации для здоровья. Болезней в прошлом было не меньше, лечить их не умели. Жила бы я лет 200-300 назад, наверняка была бы уже немолодой женщиной, измученной тяжелым трудом и болезнями,худая, изможденная, без зубов, и радовалась бы, если бы из моих 15 детей выжила хотя бы половина. Вполне возможно, вдобавок крепостной чьей-нибудь.
И у цикличности урожая есть свои недостатки- высокая вероятность умереть от голода в неурожайный год.
Все-таки прошлое это не только романтика и красивые платья.
А про исчезновение национальной одежды- я думаю, когда люди жили родами и общинами, было важно показать своей одеждой : " Я свой".
Ведь одиночка был никто, изгой,и такая похожая одежда говорила : мы родня, у меня те же взгляды, те же моральные принципы...
Как униформа для солдат.
Потом сознание людей изменилось, это правда...но кто в этом виноват?
Возросла мобильность людей, и социальная тоже,а ведь костюм указывал не только на родину, но и на статус.
Если прежде люди в основном рождались, женились и умирали в одном месте, то позже появилось много интернациональных браков, дети от которых, как тут уже верно говорили, не могут однозначно причислить себя ни к тому ни к другому. Государства укрупнились, вместо маленьких княжеств появились огромные многонациональные империи -новый удар по национальному костюму.Вот тут упоминали японок... но заметьте, Япония практически мононациональна, долго жила в изоляции, и площадь ее невелика, в отличие от гигантов вроде России.
Думаю, если мы и вообще соберем статистику народов, которые по-прежнему носят национальную одежду - это будут в основном маленькие изолированные народы.
Потом образование позволило сгладить языковые барьеры, раздвинуло горизонты и открыло всем другие культуры. И вот люди увидели в соседях, которые прежде были подозрительными чужаками, таких же людей, как они сами. Вот и захотели одеваться похоже. И вполне возможно, пресловутые джинсы и кофты и есть новый традиционный костюм - только уже глобальный.
Поэтому я склоняюсь к выводу, полное возрождение такого костюма - т.е. когда носить его будут не только отдельные любители, а все поголовно, -вряд ли возможно. Для этого нужно не просто переехать жить в деревню, но и вернуть феодализм. И кстати, нас уже больше 7 млрд, 200 лет назад столько людей не было. Все не могут переехать в деревню, или там просто образуется новый город.

Ловкий найдет выход из любого положения. Мудрый в этом положении не окажется.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Читаю тему "а-ля рюс"- интересные размышления там, много созвучного. Пришла интересная мысль- у народного костюма и у современного "а-ля" совершенно разные образы. Нородный костюм предполагает образ женщины как "нежная наивность", а современные интерпритации зачастую показывают "стервозную сексуальность"

Либо делай, либо не делай! Но ни в коем случае не пытайся пытаться!

Мой Яндекс

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Фабричная одежда в какой-то момент сделалась "статусной"

 

BriNa, согласна, но это всё следствия одной причины. Если человек больше гордится тугим кошельком, чем умелыми руками и творческим вдохновением, то разве различает он плохое и хорошее? :) Этот мой вывод, кстати, не из книжки о Заонежье, там только голые факты, которые просто подтверждают наблюдения. Мы с мужем нередко слышим снисходительное - вот, мол, зарабатывали бы вы большие деньги, как раньше, и не пришлось бы шить одежду или растить урожай :) С другой стороны - если бы они умели и любили шить и за огородом ухаживать (что занимает на порядок меньше времени, чем обычно думают), не пришлось бы класть жизнь на добывание денег. Эта мысль обычно ставит их в тупик :) Один человек тратит время и силы на зарабатывание денег, а потом тратит деньги на свои нужды, другой - удовлетворяет свои нужды напрямую, без посредников :) Первый обычно умеет и знает только свою профессию, второй - намного-намного больше. Что здесь на самом деле "статуснее"? :)

 

И немного о глобализации хочу добавить. Сама по себе она ни хороша, ни плоха, она просто есть как возможность. А вот как пользуются люди этой возможностью - зависит уже от качества их души, как всегда и везде. Одни, познакомившись с другой культурой, начинают Деда Мороза называть Сантой Клаусом и считают себя продвинутыми. Другие надевают джинсы и футболку, как одежду-невидимку, а третьи ощущают себя наследниками сразу всех традиционных культур и понимают, какое это огромное богатство. Ведь человек, не принадлежащий к какой-то одной национальной традиции, совсем не обязательно будет ВНЕнационален. Есть и другая возможность - ВСЕнациональность. Такими и были всегда лучшие представители человечества. И если таких будет много, тогда традиционные костюмы обретут вторую, и возможно лучшую, жизнь.

Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звёздного неба, если бы они хорошо знали астрономию! (Паустовский)

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Если человек больше гордится тугим кошельком, чем умелыми руками и творческим вдохновением, то разве различает он плохое и хорошее? :)

Если про 19 век и деревню, то "гордость тугим кошельком" = "гордости умению выживать в непростых современных экономических условиях", руки у всех рабочие. Это же момент когда крепостное право не так давно отменили.

 

Традиционный костюм тесно связан с социальным статусом его носителя, потому что возник он во времена существования явной социальной иерархии. Костюм - это визитная карточка, которую без затруднений могут прочесть владеющие культурным контекстом. В 19 веке, на старте зарождения новых правил перемещения по социальной лестнице, городская одежда была одним из рычагов социального лифта. Человек не просто заявлял о своём благополучии, он заявлял о своих амбициях - желании добиться большего, вырваться из "традиционной социальной модели" в пространство более широких возможностей для самореализации.

 

Разделение на профессии - это огоромное благо для цивилизации, специализация позволяет развивать направление, потому что знания-умения в области постоянно совершенствуются сотнями тысяч специалистов. Вопрос о "статусности" некорректен, конечно, но если попытаться измерять "социальными мерками", то "статус" выше у особи, которая может для других выполнять какие-то сложные задачи. Хирург-кардиолог "в натуральном хозяйстве" скорее всего малополезен, но способен при необходимости спасти тысячи "умеющих много-много разного".
В традиционных деревнях кузнецы ( или дьяки - грамотные люди ) пользовались заслуженным почётом и уважением ( имели особый статус ), именно потому что все вокруг умели "всё", а он что-то, что остальные не умели.
У Гиляровского в "Москве и москвичах" можно много интересного прочитать об отношении к одежде-статусам и стремлении в город.

_ Sine ira et studia _

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

BriNa, пример с хирургом-кардиологом хорош :) Но в среде людей, "умеющих много-много разного", у хирурга-кардиолога просто не было бы столько практики, чтобы выжить :) А если серьёзно, то представления о народе и народной культуре у многих умозрительны. В большинстве книг культура предстаёт очищенной от посредственности, и читатель восхищается высшими её достижениями, не представляя себе, насколько этой посредственности в жизни народа было много. Я жила то в городах, то в деревнях (многих и разных), и близко знакома с деревенским и городским мировоззрением. Тот народ, который представляется по книгам, и даже тот народ, который предстаёт перед этнографами в их экспедициях - совсем не тот настоящий народ, какой видишь, когда живёшь с ним бок о бок. Рабочие руки были далеко не у всех, а работать руками вынуждены были все, поэтому по оставшимся изделиям (одежде, домам, с-х инструменту...) хорошо виден средний уровень этих умений, и он крайне низок даже для меня - обычного любителя.

 

Приведу маленький отрывок из любимого Бажова. У него, кроме известной всем “Малахитовой шкатулки”, есть много сказов совсем не волшебных, герои в которых обычные люди. В одном из таких сказов (“Круговой фонарь”) односельчане спрашивают у удачливого на их взгляд человека, в чём же секрет его удачи – ну за что не возьмётся, всё у него ладно и хорошо выходит, и в семье, и на работе, и в лесу, и в огороде... Не знает ли он какого тайного слова? И вот что он им ответил:

 

– Никакой тайности в том деле нет, а только я приметливый и ни одно дело ниже другого не ставлю. По-моему, хоть железо катать, хоть петли метать, хоть траву косить али брёвна возить – всё выучка требуется, и не как-нибудь, а по-настоящему. Если какое дело не знаю, за то не возьмусь, а придётся, так сперва поищу, у кого поучиться, чтоб по-хорошему вышло. Простое, скажем, дело литовку отбить либо пилу наточить. Всяк будто умеет, а на поверку выходит – из сотни один, вот я и гляжу, у кого литовка самоходом идёт и мохров не оставляет, у кого пила сама режет, только наднеси. У тех, значит, и учусь, и ладно выходит... Вот и вся моя тайность: ни одно дело пустяком не считаю и кругом себя гляжу.

 

Таких вот людей было мало, а у большинства всё делалось кое-как, и потому было проще, когда появилась возможность, найти подходящий для себя источник денег и покупать на них всё, что нужно. До сих пор это так и осталось - сейчас на Псковщине зарплаты на неквалифицированных работах (почтальон, сторож, вахтёр...) 4-6 тыс., и очень многие работают в двух-трёх местах ради заработка, сдают ещё грибы-ягоды, а деньги потом тратят на то, чтобы купить колотые дрова или вязаный свитер на рынке. И это не какие-то недотёпы, а люди нормального здоровья и со многими умениями (и шить умеют, и вязать, и дрова колоть...). Просто так вот - за деньги - им удобнее и проще.

 

Это никак не связано с разделением труда, специализацией и глубоким развитием направлений. Это никак не относится к тем людям, у которых есть призвание и любимое дело, чем они и хотят заниматься. Не буду и заострять внимание на минусах специализации (потеря широты взгляда и неспособность оценить явление в целом, что приводит ко многим ошибкам в работе в частности и однобоком восприятии мира в целом...) - я хочу лишь сказать, что народный костюм исчез отчасти потому, что таких людей - которые не любят и не хотят работать руками и уметь много-много разного, было и остаётся ещё очень много - слишком много для того, чтобы изменить положение.

Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звёздного неба, если бы они хорошо знали астрономию! (Паустовский)

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

я хочу лишь сказать, что народный костюм исчез отчасти потому, что таких людей - которые не любят и не хотят работать руками и уметь много-много разного, было и остаётся ещё очень много

Ничего предосудительного в таком отношении для человека я не вижу, особенно если "работать головой" получается у кого-то гораздо лучше чем руками. Такое положение скорее закономерно: человечество развивается благодаря умению прогрессировать интеллектуально - накапливать знания, передавать их потомкам, углублять знания по предмету. А также взаимодействовать с знаниями из "соседних" или "далёких" областей.

 

Что мне кажется неправильным, так это осуждение выбора образа жизни других людей. Нравится жить в деревне, вести натуральное хозяйство, носить сарафан, уметь всё - почему нет, хочется при этом купить готовую вещь - его право, хочется жить в никогда не спящих городах, вкушать все плоды ( и сладкие, и горькие ) цивилизации, носить высокую моду - массмаркет - ретро, быть балериной, программистом, адвокатом - да пожалуйста.

_ Sine ira et studia _

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я ведь даже подчеркнула: "Это никак не относится к тем людям, у которых есть призвание и любимое дело, чем они и хотят заниматься." Я не говорю о балеринах, программистах и адвокатах (балерины и адвокаты и тогда уже не носили народный костюм), не о тех, кто любит и умеет "работать головой" - я говорю о среднестатистических представителях населения - тех, кто носил традиционную одежду и кто последним от неё отказался. Не стоит переносить мои выводы в другую плоскость, это приводит к искажению смысла и непониманию.

 

Что мне кажется неправильным, так это осуждение выбора образа жизни других людей.

 

В моих фразах нигде нет осуждения - только описание явления, которое - не скрою - для меня печально. Мне бы хотелось жить в окружении людей, которым интересно всё на свете, которые отлично владеют несколькими профессиями и знают окружающий их мир - и природу, и технику, и народную одежду :)

Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звёздного неба, если бы они хорошо знали астрономию! (Паустовский)

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

я говорю о среднестатистических представителях населения - тех, кто носил традиционную одежду и кто последним от неё отказался

Есть ли живые представители этой категории сейчас?

 

Признаться, утрачиваю нить :)
Мне кажется что основная причина исчезновения традиционного костюма в том, что он перестал быть одеждой, удовлетворяющей современным бытовым условиям. А "возрождению" мешают кроме бытовых условий изменившиеся представления о комфорте, эстетические преференции, привычка к вариативности силуэта.

_ Sine ira et studia _

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А я вспоминаю выставку (выставочку) народного костюма в краеведческом музее, не знаю какой области, какого периода - молодая глупая была. По вышитому подолу вдруг нашита тонкая полоска черного кружева. Оказалось, что кружево фабричное, по тем временам "икра заморская баклажанная", добавила модница-мастерица для пущей красоты рядом с кропотливой своей вышивкой. И оно тоже в музее, так как отражает тогдашний быт, современность, жизнь и мысль, и ничем не хуже, чем исконное.
К чему я это - если есть желание, можно надеть народное платье дома. Можно в гости пойти, нарядно. Можно к себе на дачу пригласить друзей. Летом можно и по улице просто так ходить, не по делам, а на отдыхе. Зимой элементы верхней одежды.
В трамвае и на работе в боа и шлейфом тоже не с руки, но находят же люди оказии.
У меня печаль другая - где ее взять-то традиционную одежду. Да будь у меня кокошник я б нашла применение:)
ПС у меня есть баварское платье, историческая ценность его, конечно, сомнительна, так как я в этом абсолютно не разбираюсь. Я его ношу как летнее праздничное. Было бы русское, носила бы русское с удовольствием. Муж требует дочке сшить сарафан по народным мотивам, на карнавал что ль говорю - нет, удивляется, так ходить- красиво.

Извините за опечатки, знаки препинания и общую сумятицу потока мысли

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Мне кажется что основная причина исчезновения традиционного костюма в том, что он перестал быть одеждой, удовлетворяющей современным бытовым условиям. А "возрождению" мешают кроме бытовых условий изменившиеся представления о комфорте, эстетические преференции, привычка к вариативности силуэта.

Ну Бриночка, прям от копеешной свечки Москва сгорела:)

 

Кратко.
Традиционный костюм был сгублен тогда, когда в человеческой психике возникло линейное время. Когда в человеческом воприятии Времени появилась в качестве доминанты непрерывная История - цепь случайных непредсказуемых событий.

 

Это породило прогресс, нон-стоп перемены итд, втч. и в одежде.

 

Альтернатива - циклическое время. - Когда любое событие имеет смысл и значение только как повторение сакрального образца. Этому соответствует традиционный костюм, вечное возвращение и вечное повторение идеала "начальных времён".

Всегда всех стройней, розовее и выше

Ручное шитьё в режиме онлайн

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Тогда он медленно и долго исчезал, а мы обсуждаем его кончину в начале ХХ века.

 

Хорошая поговорка про свечку, новая для меня, спасибо :)

_ Sine ira et studia _

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Фрося, не могла удержаться. Как всегда поражена в самое сердце глубиной Вашей мысли, начитанностью и интеллектом. Идею цикличности я уже предложила пару дней назад, но Ваши пару предложений перенесли мою идею на совершенно другой уровень, связывая между собой совершенно другие гораздо более обширные вещи. Цикличность Времени была в основании многих древних культур и описана древними книгами, которые к сожалению в наше время никто не может прочесть, понять и перевести в точности. На ум приходят еврейская Тора, индийская ( к сожалению не помню точного названия) и конечно культура Майя. По их предсказаниям конец очередного цикла наступает 21 декабря (так называемый конец света). Может этот день и положит начало новому витку старой традиции...кто знает...пища для размышлений

Sharon.Со мной на ты.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Ну Бриночка, прям от копеешной свечки Москва сгорела:)

 

Кратко.
Традиционный костюм был сгублен тогда, когда в человеческой психике возникло линейное время. Когда в человеческом воприятии Времени появилась в качестве доминанты непрерывная История - цепь случайных непредсказуемых событий.

 

Это породило прогресс, нон-стоп перемены итд, втч. и в одежде.

 

Гораздо понятнее этот вопрос можно рассмотреть в рамках увеличения количества связей между открытыми системами. "Линейное" и "цикличное" время это не физические и не математические понятия.

 

Но тут надо иметь ввиду и такой параметр как идентичность. По-моему, дефицит идентичности вследствие ликвидации части нации и турбулентности традиций и стереотипов привел к исчезновению национального костюма в России.

 

Я живу в Казахстане, отношение к национальному костюму в Средней Азии (да и в других странах, как писали выше) благожелательное. У нас и на улицах ходят.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Бурлакова Фрося, Алент- это вы с кем сейчас разговариваете?))))
Sharon, замечательно подмечено- на ум приходят еврейская, индийская, майянская... и почему-то русская на ум не приходит! Сейчас бОльшая часть русских уверенно бьет себя в грудь, произнося "мы православные!" подразумевая под этим всего лишь догматы РПЦ. Еще в конце 18-го века было принято говорить- Русская православная церковь по греческому образцу. К началу 19 века это выражение слегка сократилось, и именно в это время мы видим повсеместные "фабричные" новшества в народном костюме. Народу смогли окончательно привить чужую историю. Русский Ведизм ( кстати гораздо более православный, чем сегодняшняя трактовка РПЦ) был "задвинут в дальний угол" вместе с цикличностью жизни.

Либо делай, либо не делай! Но ни в коем случае не пытайся пытаться!

Мой Яндекс

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Скажу за себя. Училась в советской школе 70-х, плохого о школе сказать не могу, привили усидчивость, внимание к деталям, грамотность..а вот история вся была вранье и поняла я это довольно рано, по моему еще в школе. По жизни и работе с историей связана не была. Смотрю исторический американский канал под вязание и шитье потому что это более интересно мне чем уродство которое идет по остальным каналам, читаю только по английски / кроме "сезона",да и не по истории, в основном по медицине,то что в жизни пригодиться, с религией та же история, никуда себя в принципе причислить не могу ( и не хочу) ну откуда ж мне знать настоящую историю России? Я абсолютно уверенна что в России есть очень богатая традиция и история и культура и религия староверов наверняка приближается по длине к индийской или еврейской, только они книги свои сохранили а русские...не знаю, по моему нет, во всяком случае не слыхала я об этом. А что Вы Русса скажете по поводу Ведизма, поделитесь знаниями? Интересно услышать.

Sharon.Со мной на ты.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

К чему я это - если есть желание, можно надеть народное платье дома. Можно в гости пойти, нарядно. Можно к себе на дачу пригласить друзей. Летом можно и по улице просто так ходить, не по делам, а на отдыхе. Зимой элементы верхней одежды.
В трамвае и на работе в боа и шлейфом тоже не с руки, но находят же люди оказии.

 

Petitchou Абсолютно согласна. Было бы сильное желание, а тогда и повод найдется надеть традиционную одежду. Повсеместное ее ношение,похоже,только у старообрядцев (заграничных ) и сохранилось, как одна из причин- чтобы не раствориться в чужеземной среде,чтобы быть своим среди своих.
А вот как вариант для себя, потому что нравится,интересно- в таком виде у нее есть шанс выжить, и в таком варианте она еще живет. Но уже только как вариант одежды по интересам и вкусам. Значимость традиционной одежды и обязательность ушла, а эстетика костюма все же еще близка некоторым людям.

Свет-лисичка

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Свет-лисичка, знаю многих, кто берет национальный костюм в турпоездки, даже на деловые семинары в Европу наши девочки брали. Интересно же.

 

На одном семинаре были африканцы, вот они в свободное время наряжались! Правда, до боевой раскраски дело не дошло :)))

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Форум переведен в режим «Только чтение»

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...