Перейти к содержанию
1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6

Реконструкция исторической одежды - альбом Vetag


Рекомендуемые сообщения


У меня снова глобальный вопрос: как белая и красная части фалд пришивались?
Если учесть, что эта деталь (спинка, вроде бы?) цельная.

Фалды вверху закреплялись насквозь обе части. Особенно если фалды цельнокроенные.
Если вшивные,то можно закрепить только одну отлетную часть,а можно и две.
Вот на этих фото подлинников хорошо все видно.
(фото взяты из моих альбомов на Яндексе).

 

В запасниках музея видела сюртук, у которого верхние части фалд не только по горизонтали были пришиты насквозь,но еще и крест накрест ,где высота креста была 3 см.

post-24314-1390207393_thumb.jpg

post-24314-1390207409_thumb.jpg

post-24314-1390207421_thumb.jpg

post-24314-1390207432_thumb.jpg

Изменено пользователем Vetag
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


А как насквозь-то - какой шов? В точку?

Вы,KolyaS, освершенно правы- шов "в точку"(сейчас он называется: "стачной ручной" или "назад иголку").
Это вообще основной шов в пошиве изделий того времени.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Короче, Светлана, мало что понял. Простите, хочу выяснить до конца! Вот тут на Вашей работе всё видно. Вы сначала спинки сшиваете с отрезными частями, а отвороты только потом. Мне кажется это неудобным, в случае если эти спинки цельные (в таком порядке нашивать отвороты).
post-34154-1390283182_thumb.jpg post-34154-1390283213_thumb.jpg
Однако, что там на втором фото? Как будто швы, нет?
И снова моя схема. Если отлёт правой части фалды (белая чёрточка) шить насквозь, то с какой стороны? Снаружи был бы виден шов, а его никогда не видно.
post-34154-1390283646_thumb.jpg

Изменено пользователем KolyaS
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

KolyaS, Вы взяли солдатский мундир. Посмотрите тот же егерский,но офицерский.Там спинка цельнокроенная.
Понимаете,KolyaS, вопрос, который Вы задаете чисто технический.Т.е. когда будете шить изделие и сошьете совсем,то сами увидите КАК и ОТ КУДА сшивать эти концы верхние у фалд.
Мундиры разных родов войск РАЗНЫЕ. И по разному сшиваются эти участки.
Смысл остается во всем этом один: верх конца одной фалды заходит на верх конца другой и закрепляется насквозь швом в точку.
причем желательно,чтобы подкладка на фалдах уже стояла,потом закрепляются верх фалд на линии талии так крепко,чтобы они не разорвались при носке.
А затем этот шовчик,который насквозь пришил концы фалд, с изнанки прикрывается низком подкладки спинки.От того и частенько этот низочек выступает за линию пришивания полочки и фалд вниз.
Это операция уже практически окончательная.
Потому что само основание мундира уже ВСЕ СОБРАНО,и потом остается только вшить рукава.
Результат ВНЕШНЕЙ строчки наверху у концов фалд- это точки от нитей ,идущие параллельно друг дружке длиной, равной ширине фалд(если брать длину от одного конца(края) до другого конца(края),т.е. один внутри,другой снаружи) и расстояние между строчками 0,5-0,7 мм.Причем,если на краю фалд идет выпушка,то верхняя строчка на фалде снаружи не видна,т.к. углублена в шов притачивания выпушки.

Изменено пользователем Vetag
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Технический, говорите, хорошо. Ой, чую: сошью я, и придёт реконструктор и скажет: "Нет, мил человек, лажа!" Вот тут на фото Ваши слова наглядно совпадают с объяснением - всё понятно.
post-34154-1390286285_thumb.jpg
А вообще, мне нравится, как вот на этом молодом человеке сидит мундир, прямо фото из 19 века. Это у Вас не стилизация.
post-34154-1390286430_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Технический, говорите, хорошо. Ой, чую: сошью я, и придёт реконструктор и скажет: "Нет, мил человек, лажа!" Вот тут на фото Ваши слова наглядно совпадают с объяснением - всё понятно.

 


Придет и скажет обязательно! даже мне говорят.Другое дело,что умею отбрехаться.))))
Так что шейте, и не берите ничего в голову!
Помните: кустарное производство - это индивидуализм во всем.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Светлана, ещё пара вопросов. Может ли быть клапан, где стрелка, таким, как на Вашем фото? Посмотрите, пожалуйста, увеличенное изображение.
post-34154-1390371303_thumb.jpg post-34154-1390371318_thumb.jpg
И второе, можете подсказать на глаз, сколько примерно грамм на м² сукно, что на фото.
post-34154-1390371547_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

1. конешно может.Именно по-этому и показываю всякие свои изнаночные стороны у деталей на работах.
2.Вы имеете ввиду плотность сукна?
Этого не скажет СЕЙЧАС никто.
Мундиру 200 лет + пропитка ежегодная для хранения сукна.
Т.е. пыль и хим.состав пропитки давно изменил плотность сукна.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Если клапан на военных мундирах был (не знаю, как назвать) врезным и нет, то какой вариант предпочесть? И если он врезной, был ли из него ход в фалду? На гражданских был, вроде бы.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Если клапан на военных мундирах был (не знаю, как назвать) врезным и нет, то какой вариант предпочесть? И если он врезной, был ли из него ход в фалду? На гражданских был, вроде бы.

KolyaS, простите,что не точно написала про клапан.
Имела ввиду САМУ обработку САМОГО клапана,а не прорезь к нему.
На русских мундирах(да и вообще на одежде того времени)чаще всего использовался просто накладной клапан,т.е. как обманный карман на фалдах сзади на линии талии(или по моде,т.е. могло быть ниже или выше талии),без разреза для входа в него. Изменено пользователем Vetag
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

И Вам,KolyaS, спасибо.
Уроки проходит не только ученик,но и учитель...))

 

Заглядывайте, всегда рада буду помочь!

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Уважаемая Светлана, хочу поблагодарить Вас за щедрую информацию по костюмам 18 века, воспользовалась в прошлом году, а спасибо еще не сказала! Шила рубаху и жюстокор для постановки Мольера. Спасибо!

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Многоуважаемая Светлана! Земной Вам поклон за то, что делитесь своими знаниями и опытом. Я не портной и не реконструктор, но в Ваших постах узнал для себя много нового и полезного.
Профессионально учиться шить у меня, к сожалению, возможности нет - слишком много времени и сил занимает обучение на психолога и волонтёрство в МЧС. Но шить очень люблю, отдыхаю на этом душой. К сожалению, без обучения и совета опытного человека часто приходится изобретать велосипед и делать ошибки. Ваши же посты помогают разобраться, где я неправ и как сделать лучше. Огромное Вам за это спасибо!
И, если возможно, позвольте мне задать вам вопросы, если попаду в затруднительную ситуацию при шитье? Дело в том, что я стараюсь брать старые идеи и переделывать их под современные реалии, в частности сейчас пытаюсь сшить китель на летнее время для повседневной носки. Это, несомненно, не является реконструкцией, хотя крой я пытаюсь использовать старый - а Вам, как я понял, в деле пошива военной одежды по старому крою трудно найти равных. Если вы не откажетесь мне помочь - буду очень благодарен.

Non Est Impossible!

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Андрий фон Ахэ, спасибо.
Тема для того и создана,чтобы помочь тем, кто хочет пошить изделие,но не профи.
И Вы совершенно правы- не стоит изобретать велосипед.Старые Мастера все уже ДО нас изобрели и попробовали.
В верхнем посту у этой темы есть еще ссылочка на сопутсвующую тему "Маленькие хитрости..."
Жду Ваших вопросов.И постараюсь ответить на них наиболее полно.

 

P/S/ Очень давно шила одному заказчику гражданский китель.Т.е. по старому крою,но на современное повседневное ношение.
Это не сложно, поверьте.Главное - аккуртаность в пошиве.
На форуме так же есть раздел о пошиве современной мужской одежды.И многие форумчане,как и я, охотно ответят на Ваши вопросы и там.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для того,чтобы продолжить тему,хочу поставить точку на все нападки на меня про то,что занимаюсь стилизацией и отсебятиной вот уже 23 года,а не как ДРУГИЕ мужчины-реконстуркторы,шьющие ТОЧНЫЕ КОПИИ на свои полки как в швальнях того времени ТОЛЬКО по документалтьным источникам(приказам и указаниям того времени) и НЕ держащие НИ ОДНОГО подлинника в руках.
Цитирую(уже повторно,т.к. наподобие уже выставляла пост в этой теме) выдержку из книги Бегуновой А.И. о шитье в швальнях:
"...На полковых швальнях (сейчас мы назвали бы их "ателье" или "мастерскими по пошиву одежды") работали не профессиональные закройщики и портные, а сами солдаты. Раскрой производился по шаблонам и строго установленной схеме, регламентировавшей соотношение различных частей мундира в зависимости от роста солдата. Для лучшего вида военного строя униформу и амуницию иногда уравнивали по шнурку: "поставя эскадрон на ровном месте или на досках об одну шеренгу так, чтоб от головного до хвостового человека протянутым шнурком, натертым мелом или углем, отбить вышину лифа, потом длину фалд, высоту сапогов, расстояние пуговиц и вышину портупей..." Выкройки начала XIX века никаких вытачек или дополнительных швов на мундирах не предусматривали. Зато сукно, слегка увлажнив, можно было вытягивать под усиленной утюжкой, а потом уже "сажать" на солдата, скалывая детали булавками прямо по фигуре. Один из современников оставил интересное описание этой портновской работы: "Когда я вдел ноги в рейтузы, то портные, ставши по обеим сторонам меня, взялись за бока рейтуз и начали потряхивать меня вверх. Когда они натянули рейтузы, то на сукне не осталось ни малейшей морщинки. Закройщик стал затягивать ремень в кольцо на талии и тянул сколь было сил. Я до того был стянут, что едва мог дышать. Начали примерять мундир. Один портной стал спереди и начал оттягивать его вниз, а другой, став сзади, начал застегивать мне ворот на три крючка. Задний портной принялся обтягивать мундир и потом, что было сил, начал сдавливать его вперед, к пуговицам... Я чувствовал себя закупоренным в тиски, у меня не оставалось ни одного мускула, чтобы он был свободен. Я чувствовал онемение во всем теле..."
Конечно, к солдатскому мундиру из армейского сукна по 84 копейки за аршин было нелегко привыкнуть. Скроенный точно по фигуре, имевший подкладку из жесткого и плотного холста, он напоминал скафандр, сковывавший все тело. Но, имея некоторую сноровку, сшить такой мундир было совсем нетрудно, так как его выкройка довольна примитивна и нужно всего пять швов, чтобы собрать куртку с воротником и рукавами..."

 

Выделенный мною текст еще раз хорошо говорит о том,что НИ ОДИН ныне шьющий униформу на начало 19 века человк НЕ ВЫПОЛНЯЕТ те старые правила на все 100%!
Я же, как профессионал в своем деле, хотя и не надеваю мокрое сукно на человека,но ОБЯЗАТЕЛЬНО применяю влажно-тепловую обработку изделий на те времена + муляжный метод наколки по человеку.
Как результат : изделия моей работы сильно отличаются от остальных пошитых другими людьми.
Согласна с теми оппонентами,которые будут настаивать на вышенаписанных строках из текста:
"... Но, имея некоторую сноровку, сшить такой мундир было совсем нетрудно, так как его выкройка довольна примитивна и нужно всего пять швов, чтобы собрать куртку с воротником и рукавами..."
Все это верно только в том случае,если СОБЛЮДАТЬ те старинные правила посадки по человеку(выделенные мною красным шрифтом),но они НЕ соблюдаются!
По-этому, ПОВТОРЯЮ уже в 100-ый раз:
Для того,чтобы шить те же мундиры СЕЙЧАС из НЫНЕШНЕГО сукна, желательно ЗНАТЬ азы технологии пошива мужских изделий+конструирования,т.к. строение человека за 200 лет сильно изменилось(о чем писалось не раз в этой теме с доказательствами из различных источников).

 

Исходя из вышенаписанного мною, ПРОШУ:
Оппонентов в дальнейшем не высказываться по этому поводу.
Особые посты-нападки будут мною удаляться,как не имеющие основания и уважения к автору темы(то бишь мне), и отвечать на такие посты не буду.

Изменено пользователем Vetag
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В теме начинается новый проект:
Александрийские гусары на начало 19 века.
post-24314-1391258394_thumb.jpg
Их еще называют "черными" из-за основного цвета униформы.
В теме уже поднимался общий вопрос о гусарах и их униформе(см. по Содержанию темы).
В конкретном случае рассмотрен будет пошив на рядового гусара Александрийского полка на начало 19 века.
а именно:
- мелочи(рубаха,галстук)
-чикчиры
(С.И. Ожегов … Что такое ЧИКЧИРЫ (от тур. caksyr - штаны); форменные узкие штаны, которые носили гусары.)
-ментик
(Ме́нтик (от венг. mente — плащ, накидка) — короткая одежда вроде куртки, обложенная мехом, с пуговицами в несколько рядов, со шнурками и петлями, надеваемая гусарами в зимнее время поверх доломана[1], а в летнее время ментики носили наброшенными на левое плечо. От сваливания ментик удерживался шнурком, проходившим под мышкой правой руки.)
-доломан
(доломан-
(венг. dolmann, тур. doloman, dolomah, dholemah). … Гусарский мундир особого покроя, расшитый шнурами).

 

Вот что можно прочесть по этому поводу:
"...Изготовить доломан было труднее всего, и потому пошив форменной одежды для гусара начинали с него. Доломан должен был "сидеть" на человеке, как перчатка. Потом к нему подгоняли чакчиры и ментик, который по покрою являлся копией доломана, только немного увеличенной. Потому на доломан казна отпускала 1 аршин 9 вершков сукна по 84 копейки, а на ментик такого же сукна - 1 аршин и 10 вершков.

 

Крой доломана и ментика состоял из следующих частей:
а) две одинаковые детали "перёд-боковина";
б) спинка;
в) два рукава, каждый из двух равных по ширине деталей;
г) воротник;
д) два обшлага.

 

Никаких вытачек на доломане не делали, и тем не менее он должен был без малейших складок или провисания ткани облегать плечи, грудь и спину гусара. Чтобы добиться этого, сукно, как уже говорилось выше, растягивали по фигуре, применяя увлажнение и утюжку. Кроме того, особую роль играли два спинных шва. Только правильно определив их соотношение и кривизну, можно было "посадить" мундир на человека. На полковых швальнях начала XIX века это делали просто: солдат надевал вчерне сметанную куртку на себя, а его товарищи, скалывая детали булавками, прибавляли или убирали ткань.

 

Впоследствии для построения выкройки гусарского доломана стали применять сложные вычисления объемов (требовалось снять 12 мерок с верхней части фигуры) и методы пропорциональной кройки. Так шили эти мундиры уже в начале XX века, когда в русской армии (в 1907 году) вновь были введены гусарские полки. Тогда в воинские части поступила книга "Полный академический курс кройки мужского платья Первого Вспомогательного Общества Санкт-Петербургских закройщиков" (СПб., 1906-1908), где в разделе "Доломан для офицеров гусарских армейских полков" (часть III, с. 24-25, рис. 9) этот процесс был описан со всеми возможными подробностями и дана сама выкройка. Доломан же эпохи Александра I имел несколько особенностей.

 

Во-первых, его длина определялась по росту человека. Гусар приставлял ладонь к пупку снизу, и эта линия и являлась нижней границей кроя. Во-вторых, на спине куртка имела два выступа, похожих на крылышки. Их высота достигала 2 вершков (около 9 см), а ширина - 5-6 см, смотря по толщине фигуры. "Крылышки" служили для поддержания кушака. В-третьих, проймы рукавов делали довольно высоко, и сами рукава как бы заходили на плечи. Из-за этого подмышками набегали одна-две небольшие складки, но зато когда гусар поднимал руки вверх, полы доломана (в отличие от современных курток) не сдвигались, он оставался на своем месте.

 

Рукава доломана, согласно моде того времени, делали узкими и длинными. Слегка расширяясь книзу, они закрывали почти половину ладони. Сбоку шел разрез длиной около 12 см и потому рукав, расстегнув на нем крючки, можно было легко закатать наверх. Рукава нижних чинов имели красные кожаные накладки на локтях, которые способствовали лучшей сохранности одежды.

 

Воротники на мундирах c l802 по 1812 год делали очень высокими (сзади - до 11 см, спереди - до 9 см) и незастегивающимися. Такой воротник из сукна и холста, проклеенных рыбьим клеем, был негнущимся и жестким, держа голову гусара словно в ящике. В начале 1812 года в русской армии перешли на другие воротники: более низкие, застегивающиеся спереди на три крючка и плотно облегающие шею. Чтобы правильно вшить этот воротник, требовалось немалое портновское искусство. Когда доломан был подогнан по фигуре, его начинали отделывать шнуром и пуговицами.

 

Гусарский шнур на музейных образцах этого времени имеется двух видов: плоский, сплетенный "косичкой" (доломан и ментик Павлоградского полка в Государственном историческом музее) и круглый, скрученный (доломан Сумского полка в Музее Суворова). Двумя рядами шнура с узорами ("гусарский узел" из трех колечек) у рядовых обшивали воротник, всю куртку по периметру, обшлага и края рукавов. Тремя рядами шнура с узорами обкладывали спинные швы и "крылышки". Расшивка на груди у армейских гусар состояла из 15 рядов двойного шнура (иногда рядов было и меньше; это зависело от роста человека). На полную расшивку доломана уходило 30 аршин шерстяного шнура по 1 копейке за аршин и 23 аршина гарусного шнура по той же цене для ментика.

 

Гусарские пуговицы являлись одним из главных украшений мундира и были весьма своеобразными. Сферические пустотелые пуговицы-шарики у армейских гусар "дутые", то есть спаянные из двух штампованных половинок (диаметр пуговицы около 20 мм), шли на центральный ряд и служили для застегивания ментика и доломана. Пуговицы полусферические (одна штампованная половина с припаянной "ножкой" - петелькой, диаметр около 15 мм) шли на боковые ряды. Сферических пуговиц на один комплект "доломан-ментик" требовалось 30 штук, полусферических - 60 штук.

 

Изготовление пуговиц стоило дорого. Цена сферической пуговицы достигала 8 копеек, полусферической - 4 копеек. Гусарам надо было их беречь, так как один комплект пуговиц им выдавался на... 20 лет. Это означало, что, получая каждые два года доломан и ментик, нижние чины спарывали со старых мундиров пуговицы и переставляли их на новые вещи. В случае потери пуговиц гусары должны были покупать их на свои деньги, казна эти траты не компенсировала.

 

Расшитый шнурами и пуговицами доломан и ментик ставили на подкладку. Ментик имел подкладку из некрашенной каразеи (2 аршина по 24 копейки каждый). В его рукава вшивали холст (2 аршина по 6 копеек каждый), на грудь и спину - клеенку (1 аршин по 7 копеек). Для меховой отделки ментика использовали овчинные смушки (75 копеек за весь кусок). У доломана подкладка была более простой, холстинной (4 аршина по 6 копеек каждый). На шитье одного предмета униформы, нитки и воск для ниток казна отпускала солдату 12 копеек.

 

Для различия чинов и ментик, и доломан украшали особыми деталями. Трубачи имели "раковины" на плечах, отделанные так называемым басоном (шерстяной тесьмой белого или желтого цвета шириной 13-14 мм). С 1809 года этот же басон выкладывали у них по всем швам мундира, на что уходило 15 аршин такой тесьмы ценой по 8 копеек за аршин. Унтер-офицерам полагалось нашивать на мундир золотой или серебряный галун шириной в пол вершка (22 мм) и ценой 90 копеек за аршин. Требовалось 2 аршина (142 см) галуна на обшлага и воротник доломана (до 1809 года галун нашивали по нижнему краю воротника, после - по верхнему краю). На ментике галун помещали над меховой обшивкой рукавов. Цвет меха также использовали для различия чинов. По установлению 1802 года рядовые имели отделку из белой овчины, унтер-офицеры - из черной, офицеры - из серых крымских мерлушек (похоже на современный каракуль). Но к 1816 году эта стройная система претерпела изменения. В Сумском, Белорусском, Мариупольском, Елисаветградском и Иркутском полках у рядовых появился черный мех, что, конечно, было более практичным, потому что белая овчина пачкалась быстрее и теряла свой вид. Кстати говоря, в ноябре 1826 года белый мех на ментиках рядовых был повсеместно заменен черной смушкой.

 

Само изготовление доломана для рядового составляло 2 рубля и 2 копейки, доломана для трубача - 3 рубля 22 копейки, доломана для унтер-офицера - 3 рубля 82 копейки.
..."
и т.д...
Источник: А. И. Бегунова. Повседневная жизнь русского гусара в царствование Александра I. - М.: Мол. гвардия, 2000.
http://www.booksite.ru/localtxt/pov/sed/ne...unova/index.htm

Изменено пользователем Vetag
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Рубаха нательная и солдатский галстук у рядовых гусар .

 

лен, сукно.
машинная работа.
post-24314-1391629231_thumb.jpgpost-24314-1391629245_thumb.jpg
post-24314-1391629257_thumb.jpgpost-24314-1391629272_thumb.jpg

Изменено пользователем Vetag
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Малый академический словарь
чикчиры -чи́р, мн.
Узкие кавалерийские штаны , которые носили гусары и уланы.
"Сверх гусарских чикчир наденешь строевые рейтузы, сверху накинешь шинель и отправляешься верхом." /Фет, Ранние годы моей жизни./
( о кавалерийских суконных рейтузах можно посмотреть ТУТ )

 

прототип ПОДЛИННИК гусарских штанов-чикчир:
post-24314-1391629967_thumb.jpg

 

Моя работа.
Тонкое сукно.лен.ручная работа 70%.Полностью на подкладке.
Шнур из шерстяной нити заказчик плел САМ(за что ему от меня огромное СПАСИБО!).
Образцы и способ плетения шнуров можно посмотреть ТУТ

 

post-24314-1391630090_thumb.jpgpost-24314-1391630102_thumb.jpgpost-24314-1391630119_thumb.jpg
post-24314-1391630160_thumb.jpgpost-24314-1391630177_thumb.jpgpost-24314-1391630258_thumb.jpg

Изменено пользователем Vetag
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Немножко рабочих фото пошива гусарских штанов - чикчир:

 

post-24314-1391630393_thumb.jpg
post-24314-1391630364_thumb.jpgpost-24314-1391630378_thumb.jpg

Изменено пользователем Vetag
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Небольшое отступление...
На страницах темы мною были выставлены фото пошива плаща с пелериной
ТУТ
Сейчас получила фото плаща на заказчике(шинели на мужчинах тоже моей работы).
С разрешения отца заказчика,показываю его в деле:

 

post-24314-1391882458_thumb.jpgpost-24314-1391882470_thumb.jpg

 

дополнение:
плащ шился БЕЗ единой примерки с пожеланиями от заказчика :сделать на вырост.
Мне был дан рост ребенка и его возраст.)

Изменено пользователем Vetag
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Продолжаем тему: ГУСАРЫ.

 

Доломан
(дулам, долам, долман, дулман). Короткая до пояса однобортная куртка со стоячим невысоким воротником. Грудь расшита пятнадцатью рядами шнуровых петель у офицеров из золотистого или серебристого шнура (по присвоенному полку цвету приборного металла). У солдат шнуры были шелковые желтого или серовато-белого цвета. Концы рядов шнуров украшались у солдат медными, у офицеров золочеными пуговицами. Грудь офицерского доломана вокруг шнуров обшивалась узким золотым (серебряным) галуном. Генеральские доломаны точно так же обшивались бахромой. Кроме того, галуном различной ширины обшивались воротники унтер-офицерских, офицерских и генеральских доломанов. Спина доломана также расшивалась шнурами. Однако число рядов шнуров не всегда выдерживалось строго пятнадцать. В зависимости от размера доломана рядов могло быть от 11 до 18. Цвет доломана, обшлагов и воротников в каждом полку были различные.

 

Ментик (ментия). Точно такая же куртка, как и доломан, но воротник, края бортов, низ куртки и низ рукавов обшиты мехом. Каждый полк имел ментик своего цвета, причем цвет ментика не всегда совпадал с цветом доломана. Цвет меха:
**Лейб-гвардии Гусарский полк: офицеры - черный бобровый мех, унтер-офицеры и солдаты черный мех.
**Армейские гусарские полки: офицеры серый мех, унтер-офицеры черный мех, солдаты белый мех.
Ментики в зимнее время носили надетыми в рукава поверх доломанов, а в летнее время ментики носили наброшенными на левое плечо. От сваливания ментик удерживался шнурком, проходившим под мышкой правой руки. Гусары, вооруженные пиками, в летнее время ментик не носили. В боевой обстановке перед атакой ментик или надевали в рукава, или снимали совсем.
Примечание. Картины, в том числе и написанные в XIX веке, изображающие гусар, скачущих в атаку в развевающихся с плеча ментиками, не соответствуют действительности. Хотя внешне это выглядит красиво, однако развевающийся ментик может сыграть злую шутку с гусаром в бою. Он мешает действовать оружием, управлять конем, может нарушить равновесие бойца в седле и сбросить его на землю.

 

Чакчиры (чикчиры). Гусарские штаны прямого покроя со штрипками внизу. uni-gusar-5.jpg (2761 bytes)Заправляются в ботики. Цвет чакчир различный в каждом полку. По боковым швам узкие лампасы из золотого(серебряного) галуна у офицеров, и из желтой (белой) тесьмы у солдат и унтер-офицеров. Впереди на обеих штанинах украшение из шнура и галуна, так называемый "гусарский узел". У солдат и унтер-офицеров этот узел из тонкого шнура и прост по рисунку, у офицеров из золотого (серебряного) шнура и галуна сложного рисунка. У генералов это украшение еще сложнее.
…..
Шнуры на обмундировании нижних чинов были не шёлковые, а гарусные (шерстяные); шёлковые были у офицеров на повседневных мундирах.
…..
Вышеописанная гусарская униформа надевалась на парады, смотры, при несении караульной службы, выполнении иных служебных официальных обязанностей, в генеральное сражение. В упрощенном виде гусары носили ее в походе (зачехленный кивер без султана, рейтузы вместо чакчир, седловка без вальтрапа). В обыденной повседневной службе (на занятиях, выездке лошадей, уходе за лошадьми и т.п.) солдаты и унтер-офицеры носили белый коломянковый сюртук со стоячим воротником и фуражную шапку.
Повседневный сюртук нижних чинов.Однобортный сюртук из отбеленной или небеленой коломянки (род хлопчатобумажной ткани). Воротник стоячий и обшлага цветом одинаковым с полковым цветом воротника и обшлагов доломана. Длина сюртука на 3 вершка ниже колен. На голове фуражная шапка (типа бескозырки) с околышем того же цвета, что и воротник. На околыше впереди краской писался номер эскадрона. На ногах рейтузы. Обуваться полагалось в ботики, но обычно носили или ботики второго срока, или обычные сапоги, или же вообще произвольную обувь. На строевые занятия в конном строю поверх сюртука одевали портупею с саблей. ташку обычно не надевали.
……
Александрийский полк. Доломан и ментик черные, воротник и обшлага доломана красные. Мех ментика офицеров - серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный, солдат -белый. Пояс-кушак черный. Чакчиры черные. Ташка черная с красной отделкой. Вальтрап черный с красной отделкой. Приборный металл - серебро. Широко известны под названием "черные гусары".
Источник

 

Так же, кому очень любопытно, дополнительно можно почитать тут: http://otvet.mail.ru/question/46728045

 

Это интересно:

 

«…в июне 1803 года среднему и старшему командному составу гусарских полков разрешили заменять золото и серебро на мундирах шелковыми шнурами, галунами и бахромой. В 1809 году, «для облегчения гусарских офицеров в издержках», император Александр I распорядился мундиры с золотом и серебром надевать только в большие праздники и смотры, а для повседневной службы иметь их с гарусным (то есть сделанным из мягкой крученой шерстяной пряжи) прибором. Гарусные вещи стоили дешевле шелковых. Но и это не стало пределом в требованиях к офицерской униформе. В ноябре 1812 года, когда русская армия, преследовавшая отступающих французов, не меньше последних страдала от холода и голода, Военное министерство известило гусарских офицеров о том, что золото и серебро на мундирах можно теперь заменять белью (ткань с хлопчатобумажной основой) и таким образом удешевить обмундирование еще больше.

 

Однако министерские чиновники находились очень далеко от действующей армии и ее славных гусарских полков. Неизвестно, сколько офицеров воспользовалось этим разрешением. Существовали полковые традиции и правила, которых придерживались иногда гораздо строже, чем бюрократических циркуляров. Все зависело от самого полкового общества, от того, кто там задавал тон: люди скромного достатка, как в Мариупольском гусарском полку, или первые богачи России, как в лейб-гвардии Гусарском. Впрочем, бывали и шутники, вроде гродненских гусар. Как указывает автор полковой истории, «один из наших офицеров однажды явился на бал в городе Торопце с целою картиною охоты, вышитою снуром на груди доломана, и серебряною улыбающейся луной на его спине…»...
Источник

 

И немного подлинников (доломаны и ментики гусарские,т.е. мундиры и куртки гусар,их расшивка шнуром и т.д...):

post-24314-1393058608_thumb.jpg

post-24314-1393058615_thumb.jpg

post-24314-1393058636_thumb.jpg

post-24314-1393058664_thumb.jpg

post-24314-1393058729_thumb.jpg

post-24314-1393058750_thumb.jpg

Изменено пользователем Vetag
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Доломан Александрийских гусар на начало 19 века.Реконструкция.
(еще его называют гусарский мундир)
Для тех,кто сомневается что моя работа не является реконструкцией,а чем-то иным, выставляю (ВПЕРВЫЕ!!) описание пошива ПОДЛИННОГО доломана ,которое сделала 18 лет назад,реставрируя в свое время ПОДЛИННЫЙ доломан.

 

Доломан гусарский на 1815 год (ополчение).ГИМ.
«Доломан черно-зеленого цвета. Воротник и вставка на рукаве – малиновые. Отделка – желтая. Подворотник – цвет основы. Подкладка – грубый лен по всей основе и рукавам.
Силует полуприталенный, однобортный, с небольшим запахом, застегивается на 18 больших литых пуговиц. Петли навесные из витого шнура. Отделка по основе, воротнику – шнурок, тесьма.
Низ правой полочки идет на угол и накладывается на прямую линию борта левой.Уголок застегивается на крючок.
Рукава втачные одношовные (длина до косточек пальцев)с фигурной накладкой на низках.
Воротник стойка, застегивается на три петли.
Полочки на грубой льняной проклеяной основе. Пуговицы крепятся на веревке, которая пришивается с изнанки.
Пуговицы пришиты от края 0,7-1 см.
По подкладке на полочках проложена вспушка, которая закрепляет подкладку от наплыва.
Подкладка льняная пришивается вручную по всей основе через край.
Нитки: подкладка – в цвет подкладки
Шнур – в цвет шнура.
Выступы на спинке внизу с изнанки закрепляются наполовину через край.
Подворотник нашивается через край в последнюю очередь. Нитки – темные.
На левой полочке на линии плеча имитируется погончик из шнура(шнур – 5-ти ниточная косичка) длиной = ширине плеча(10 см).Пуговица к погончику пришивается на полочке 0,5 см от воротника.
Рукава внизу с маленькой шлицей. Шлица запахивается в сторону спинки. Внутри рукава шлица прикрывается обтачкой из основной ткани. Высота шлицы 9 см.
Тесьма по рукаву нашивается в край.
Метраж шнура: приблизительно на обе полочки 11 м.
По всему периметру – 3 м…»
+ в моей "волшебной тетради" даны рисунки с размерами этого доломана.
Сам доломан моей работы непосредственно по подлиннику можно посмотреть ТУТ

 

Положа руку на сердце,могу сказать,что ВЕСЬ гусарский комплект ВПЕРВЫЕ так наиболее точно восстанваливается за 24 года реконструкторского движения в России.

 

Итак, сегодняшняя моя работа:
ДОЛОМАН гусарский.
Сукно ,шнур шерстяной -косичка из 7-ми нитей,плетенный самим заказчиком, лен, пуговицы. Ручная работа 90%.

 

post-24314-1393696935_thumb.jpg post-24314-1393697080_thumb.jpg

 

Полностью можно посмотреть + много дополнительного материал ТУТ

Изменено пользователем Vetag
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Подробнее о пошиве в картинках(типа: как сшить мундир гусара - доломан):

 

Сначала собирались рукава(на гусарских мундирах и ментиках они, в основном. одношовные и на локтях кожаные накладки):

 

post-24314-1393697375_thumb.jpg

 

Затем расшивалась и собиралась основа:

 

post-24314-1393699615_thumb.jpgpost-24314-1393697435_thumb.jpg

 

Затем соединялась подкладка с верхом изделия

 

post-24314-1393697503_thumb.jpg

 

Ну,и в последнюю очередь вшивались рукава...

 

Все.
Доломан готов (еще его называют гусарский мундир).
post-24314-1393698717_thumb.jpg

Изменено пользователем Vetag
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Форум переведен в режим «Только чтение»

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...