Перейти к публикации

Народная кукла: история, традиции, размышления.


Рекомендованные сообщения

от модератора: Тема выделена из куклы-обереги
=====================================
Здравствуйте все!
Девушки, вот на этом сайте - http://www.rukukla.ru очень много сведений о народных куклах - и рассказы о них, и схемы изготовления, и фотогалереи...

 

Кому интересно - мои статьи :)

Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звёздного неба, если бы они хорошо знали астрономию! (Паустовский)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Креативная жизнь и удовлетворение от неё - только в возможности ( и умении) самовыражения

Давно увлекаюсь народной куклой, но, как ни странно, я почти одинока в своём увлечении :) Огромное большинство тех, кто этим увлекается, разделяют точку зрения, высказанную в цитате, а мне видится, что такой подход прямо противоположен народному творчеству. Народное творчество в целом (не только куклы, но и одежда, и архитектура, и керамика, и многое другое) создавалось в ином мироощущении. Люди стремились выразить не себя, а идею. Идею красоты, материнства, единения…

 

Нынешнему стремлению к самовыражению есть по меньшей мере две причины:

 

1. человек не завершил личностный рост, не стал собой. Познание себя считают задачей на всю жизнь, очень трудной и долгой. Но это нелепость. То же самое, если сказать, что швея должна всю свою карьеру учиться шить на швейной машинке. Конечно, формально говоря, она так и учится, узнаёт какие-то отдельные тонкости и приёмы, но — львиную долю навыков она должна получить с самого начала, иначе просто не сможет работать. Так и человек — он должен познать себя к подростковому возрасту и вступить в жизнь уже зрелым. Иначе как он сможет жить, что-то делать, что-то решать?.. Развитие и достижение зрелости — не одно и то же. Развитие продолжается всегда, а зрелость должна быть достигнута как можно раньше. Всяк Еремей себя разумей. Человек должен сначала познать себя, а потом уже развивать, иначе как можно развивать неизвестно что? :) Система воспитания у многих первобытных племён очень продуманно подводила человека к зрелости. Сейчас у нас это не считается важным, отсюда много незрелых людей со множеством «психологических проблем».

 

2. человек не видит окружающего мира — только себя и отчасти себе подобных. Поэтому он просто не знает, что же ему выразить в своём творчестве, кроме себя и своих переживаний :)
В нашей деревне живёт один замечательный дед по имени Фёдор. Каждый день ходит прогуляться по нескольку км, мы обычно с ним встречаемся в лесу. И вот сегодня он заметил — что-то уже 2 дня, как дятла не слыхать на тополе. Мы наблюдаем за дятлами (картируем их участки), поэтому тоже заметили — самочка, которую в любую погоду и почти в любое время дня можно было застать на её любимой кузнице, куда-то пропала; в других кузницах её тоже не слыхать. Опустел участок леса, умолк. И заметил это только дед Фёдор. Для него дорога в лесу — целый мир, для других — средство переместиться из пункта А в пункт Б. Желательно на автомобиле.

 

Народное искусство создавалось совсем не для того, чтобы выразить себя. В нём есть нечто большее. Такое, чтобы, соприкоснувшись с ним, человек за своим повседневным «красиво то, что мне нравится» увидел иное — то, что истинно красиво. Красиво всем. Красиво всегда. Чтобы это увидеть, чаще всего надо поднять голову. Чтобы это понять и почувствовать, надо стать лучше. Не выразить себя, а изменить. Изменить не абы как, а в ладу с законами природы (они же законы красоты).

 

Сейчас человек потерялся, даже если не осознаёт этого. Он не видит мира и потому не может увидеть и своего места в нём. Отчасти в этом причина популярности разного рода «традиций предков» и народного искусства в целом. Человек ищет то, что потерял; пытается обрести то, что пока не обрёл.

 

Среди тех, кто сейчас занимается народной куклой, есть два основных потока — в одном «следуют канону», повторяя внешнюю форму, оболочку того, что было создано; в другом стремятся к самовыражению, меняя облик народной куклы. Эти изменения иногда удачны, но чаще противоречат самой сути народного творчества.

 

Мне бы хотелось, чтобы возник третий поток — тех, кто не просто не боится менять внешние формы, но и хочет понять, как это сделать, чтобы не исказить эту суть, а просто выразить её на современном языке… Выразить не себя, а то лучшее в нас, к чему стоит стремиться. Народная кукла — по сути отражение духовного идеала народа. Это большое наследство. И такая же большая ответственность за его судьбу.

 

Благодарю за внимание.

Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звёздного неба, если бы они хорошо знали астрономию! (Паустовский)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дубравушка, с большим удовольствием прочла ваш пост.
Ожидаемый.
Это целая серьёзная ЛИЧНАЯ программа и ваши ЛИЧНЫЕ подходы к ма-а-а-ленькому кусочку народного творчества.
Существует БЕСКОНЕЧНОЕ множество ДРУГИХ подходов, не менее интересных, обоснованных и продвинутых. Читаем и уважаем - ВСЕХ. Оставаясь при этом при своем мнении.
Отстаивать которое , при необходимости, ходим на профессиональные сайты психологов, этнологов, историков и прочих специалистов, как правило, очень далеких от форума" Игрушечная мастерская".

 

Из вашего поста поддерживаю ваш последний абзац, в части:" хочу, чтобы возник третий поток — тех, кто не просто не боится менять внешние формы, но и хочет понять, как это сделать, чтобы не исказить эту суть, а просто выразить её на современном языке…". Присоединяюсь. Причем, присоединяюсь активно- работами.

 

В остальном я не с вами.
Личные неудовольствия , как и преференции, это вещи личного пользования.
У всех людей - они , конкретно, разные,никто никому не пример и не образец априори , как, что и о чем надо думать и понимать..
Каждый имеет своё право на свои взгляды и на способ их выражения, таковы реалии современной жизни.

 

Удачи!

Все реки текут в море, но море не переполняется...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Lucky Dog, я взяла отрывок из Вашего сообщения в качестве цитаты потому, что Вы очень хорошо выразили мнение, разделяемое многими. Я не собираюсь опровергать это мнение или убеждать Вас в своём — мне было бы интересно услышать тех, кто думает иначе, чем Вы.

 

Возможно, стоило открыть отдельную тему, но вдруг это мало кого заинтересует, и отдельная тема будет не нужна. Тема «Куклы-обереги» показалась мне подходящей, чтобы выяснить это. Может, на форуме вообще таким вопросам не место? Думаю, это надо спросить у модераторов.

 

Я глубоко уважаю право каждого самостоятельно мыслить. Но когда требуют уважать каждое мнение, это ставит меня в тупик :)

Читаем и уважаем - ВСЕХ. Оставаясь при этом при своем мнении.

То есть уважать чужое мнение значит не обращать на него внимания :) Это больше похоже на равнодушие, чем на уважение :)

 

Точно так же мне непонятно, что значит отстаивать своё мнение :) Отстаивать — охранять, защищать… Подразумевается, что человек, который думает иначе, представляет собой угрозу? Или угроза — само иное мнение? Если моё суждение о чём-то верно, оно выдержит «проверку» иными суждениями; если оно неверно — зачем мне его отстаивать? :) У меня нет стремления всегда оставаться при своём — наоборот, я очень часто подвергаю все свои суждения проверкам.

 

То, что Вы написали мне, основано на мировоззрении, в котором высшая ценность — личность и личное. Считаю ли я такое мировоззрение неверным? Нет, не считаю :) Я написала всего лишь, что оно противоречит сути народного искусства.

 

Это целая серьёзная ЛИЧНАЯ программа и ваши ЛИЧНЫЕ подходы к ма-а-а-ленькому кусочку народного творчества

Народное творчество строилось по совершенно определённым законам, и в любом маленьком кусочке этого творчества они тоже проявлены (точно так же, как в любом самом маленьком «кусочке» нашего организма проявляются законы физиологии). Эти законы стоят рангом выше любых личных предпочтений, подходов и программ.
Я писала о том, что, прежде чем использовать наработки этого творчества для самовыражения, людям стоит понять и прочувствовать эти самые законы. Не потому, что лично я так хочу, а потому, что они достойны этого и это объективно верно :)

 

Очень многим нравится личное. Хотя бы здесь, на форуме — столько интересных личных историй, мнений, рукоделий… У каждого своё. И это разнообразие прекрасно и близко многим, мне в т.ч. Но разнообразие мира не исчерпывается только нашим личным человеческим разнообразием. И когда мы вступаем в область НАДличного, то ссылки на личное там не просто неуместны — они не работают и даже мешают. Как это относится к народному творчеству?

 

Возьмём иерархическую структуру — чем глубже (или выше — это как смотреть :) ) уровень, тем меньше его разнообразие. Простейший пример — любая биологическая классификация. Царство одно, семейств — десятки, видов — тысячи. То же самое с ценностной иерархией. Один любит яблоки, другой - груши, третий — сливы… Кто из них прав? Правы все. Это область личных предпочтений каждого. Это уровень, на котором «толерантность», умение спокойно принимать иное — необходима. Поскольку толерантность применима только тогда, когда есть разнообразие, её место только на самых поверхностных уровнях. Возьмём какую-нибудь условную пирамиду ценностей: яблоко — честность — красота. Яблоку легко найти альтернативу — их море. Легко признать, что каждый имеет полное право любить, что хочет — яблоко, грушу или сливу (я вот абрикосы люблю :)), и это прекрасно, что все мы такие разные.

 

Пойдём уровнем выше. Какая есть альтернатива честности? Лживость? Тут уже не так просто сказать, что каждый имеет полное право быть честным или лживым, и что то и другое одинаково прекрасно. Чем выше уровень ценности предмета, тем яснее, что «правда всегда одна» :) И законы, которые справедливы и правильны для одного уровня, совсем не годятся для другого. К чему приводят попытки навязать законы толерантности (законы низших уровней) всей системе, хорошо видно на примере Европы. Значит ли это, что низшие уровни хуже высших? Нет, конечно — они все необходимы и составляют единое целое.

 

Прошу прощения за длинное вступление и перехожу к сути. Задумайтесь - по каким причинам каждый народ выработал своё "народное" искусство - единое для всех людей, составлявших этот народ на протяжении многих и многих поколений, и потому чётко узнаваемое? Не кажется ли вам, что искусство это смогло стать таким единым и цельным именно потому, что было не личным, а НАДличным? Что ценности, по которым оно создавалось — это ценности более высокого порядка, чем личные предпочтения? Разве не интересно (по меньшей мере) получше узнать и понять это искусство? Не только этнографу или историку - просто любому человеку?

 

Почему? Потому что НАДличное не умаляет и не уничтожает личность, а возвышает её. Потому, что человек может заметить, что «самый верх» находится выше его собственной макушки :) А зачем это нужно и нужно ли вообще — пусть каждый сам для себя решает :)

Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звёздного неба, если бы они хорошо знали астрономию! (Паустовский)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемая Дубравушка!

 

Спасибо за труд по сочинению поста, хоть я его и не дочитала, больно длинный и ни о чем.
Позволю себе напомнить, что Форум, в который вы разместили этот пост , называется " Игрушечная мастерская", а тема, в которую вы его вписали - "Куклы-обереги".
Я прихожу и буду приходить сюда именно по ТЕМЕ, которая мне интересна, а не для странных лекций, на которые не имею ни времени, ни желания .

 

Лекции и уроки по теме народной куклы я брала ( вживую) и беру у профессионалов: Велесовой С.В., Лютаевой Н.И., Шиловой А.Н. , очень люблю уроки хрустально понятные Зои Пинигиной. Кроме того, есть неисчерпаемый материал в специальной литературе и в Интернете.

 

На создание своих работ на такие темы , и близкие к ним, я , как человек верующий , имею благословение своего духовникА.

 

Ни в какие непрофильные и неинтересные мне дебаты, предложенные в вашем непрофильном посте, я вступать не собираюсь .

 

Ваша идея создать новую тему с вашими "лекциями "считаю отличной , поэтому горячо её поддерживаю. Вряд ли подобная тема уместна( полное ИМХО) на рукодельном форуме, но здесь есть большой раздел OFF, и , возможно, администрация пойдет вам навстречу . Если в такой теме я найду что-то интересное для себя - зайду непременно.

 

Удачи вам!

Все реки текут в море, но море не переполняется...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Девчат, что-то мне кажется, что вы об одном разными словами говорите.
Вижу в работах Lucky Dog огромную любовь к народной кукле, новое прочтение кукол исходя из пройденного жизненного Пути, радость от созидания и передачу этой радости ученикам и всем нам.
Вижу в рассказах и работах Дубравушки (показанных в других темах) огромную любовь к народу, к его творчеству, к сохранению традиций, и тоже большой жизненный Путь, которым вы продолжаете идти.

 

И не вижу причин для спора! Каждый Мастер делает свои работы исходя из своего понимания мира, из того, что открылось ему, шедшему к вершинам своего Мастерства. И каждый раз это новый взгляд на уже виденное, это новый виток спирали развития. И это очень хорошо!
Хорошо, что все мы такие разные и стараемся сделать мир, окружающий нас, чуточку лучше, чуточку радостнее.

Либо делай, либо не делай! Но ни в коем случае не пытайся пытаться!

Мой Яндекс

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как-то странно получилось, и я даже немного опасаюсь что-то ещё писать :) Но прежде чем закончить разговор (поскольку он, как видно, не особенно интересен), хочу кое-что пояснить.

 

Девушки, я пришла сюда, как и в другие темы, совсем не для спора :) Мне показалось, что я ясно выразила эту мысль:

не собираюсь опровергать это мнение или убеждать в своём — мне было бы интересно услышать тех, кто думает иначе

Высказывание противоположного мнения - это не приглашение к спору :) В моём восприятии это приглашение всех желающих к размышлению.

 

Моя "лекция" не предназначалась Lucky Dog - я всего лишь стремилась пояснить (для тех, кому будет интересно вникнуть), почему считаю область народного творчества выше области личных предпочтений. Зачем я вообще это поясняла? Полагаю, что любое высказанное суждение должно быть обосновано - это помогает лучше понять собеседника и избежать недоразумений.

 

Есть явление - развитие народной куклы в современном мире. Есть разные подходы к нему. Два из них были озвучены в этой теме. Мне очень было интересно, какие есть ещё и как народ относится к уже высказанным. Только и всего :) Почему именно здесь? Потому что здесь собрались люди, причастные к этому явлению, и конечно у каждого из них есть свои мысли на этот счёт.

Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звёздного неба, если бы они хорошо знали астрономию! (Паустовский)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В моём восприятии это приглашение всех желающих к размышлению.

Думаю, что беседа получилась немного резкой из-за того, что Вы, Дубравушка, взяли для примера цитату у Lucky Dog... (если б взяли мою, я бы тоже подумала, что всё сказанное относится ко мне... Видимо, у меня тоже личное преобладает:))И, чтобы не возникло и тут недопониманий: я это говорю не в осуждающей форме! А просто, высказываюсь о том, что я тут вижу...))
А что, если мы сделаем Вашу личную игрушечную тему? И в ней Вы нам расскажете про народное творчество, как Вы его понимаете и чувствуете... Лариса - goeland хотела её ещё давным-давно организовать, когда Вы своих кели показывали, но как-то всё не сложилось. Не знаю, много ли будет собеседников, но уж то, что в кустах народ будет сидеть - это факт.

Раздел Рукоделие - неисчерпаемый кладезь идей! Не ленитесь пополнять копилочку!!!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Думаю, что беседа получилась немного резкой из-за того, что Вы, Дубравушка, взяли для примера цитату у Lucky Dog... (если б взяли мою, я бы тоже подумала, что всё сказанное относится ко мне... Видимо, у меня тоже личное преобладает:))И, чтобы не возникло и тут недопониманий: я это говорю не в осуждающей форме! А просто, высказываюсь о том, что я тут вижу...))

Shpul`ka, думаю, Вы правы. Я тоже не нашла иной причины. Поэтому ещё раз хочу подчеркнуть - цитату из сообщения Lucky Dog взяла только из-за чётко и ясно сформулированной мысли, а не потому, что это цитата именно этого конкретного участника :) Учту на будущее :)
А что, если мы сделаем Вашу личную игрушечную тему?

Даже не знаю... Несколько раз порывалась, но не могу решиться. Просто показывать кукол не интересно, а если рассказывать про них, у меня получится в таком ключе, что это мало кому будет близко. Вот здесь удочку закинула и что-то не очень получилось :) Наверно, я пока не готова, подумаю ещё. Тема для меня очень важна. Но в любом случае спасибо за предложение.

Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звёздного неба, если бы они хорошо знали астрономию! (Паустовский)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Просто показывать кукол не интересно, а если рассказывать про них, у меня получится в таком ключе, что это мало кому будет близко.

разумное зерно посеете, кто-то задумается, начнет искать информацию. Скажу, что после Ваших сообщений, Дубравушка, начала искать информацию по куклам-оберегам своего народа (это не славянские куклы), информации практически ноль. Может не там еще ищу, может еще время мое не пришло. Но ведь задумалась...

Я не хочу создавать что-то для того, чтобы мне платили. Я хочу, чтобы мне платили за то, что я создаю. Leonard Cohen.

 

Мой сайт мой инстаграм

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

goeland, такая информация - как рассыпное золото. Знают о ней те, кто это золото добывает - мастера обереговых кукол. Старые мастера.
Таких - наперечет, и их ,практически всех, знают опытные специалисты, этнографы.Именно они собирают это золото по крупинкам.
Если вы сибирячка и ищете инфо об оберегах народов Сибири , есть профессиональные люди, которые об этом много знают. В Новосибирске. В интернете об этом пока что - ноль.

Все реки текут в море, но море не переполняется...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Даже не знаю... Несколько раз порывалась, но не могу решиться. Просто показывать кукол не интересно, а если рассказывать про них, у меня получится в таком ключе, что это мало кому будет близко. Вот здесь удочку закинула и что-то не очень получилось

Дубравушка, думаю, вы не совсем правы.)) Тема очень интересная. Я давно задумываюсь об обереге для дома, для близких. Но тема... так сказать, тонкая и щепетильная. Всегда было боязно браться за такое дело. Из-за непонимания и нехватки знаний. Боязно- как бы не накликать... , как бы не спугнуть... , как бы не навредить... . Из-за незнания - мысли-тараканы в голове неправильные пробегают они- же глупые суеверия. Прочтя, Ваши посты и посты других девочек, пришло понимание , что изготовление оберегов- дело личное, материнское. А что не получилось диалога- так это от того, что как раз знаний не очень много. Информации в инете- море, и причем она всякая-разная. Поди разберись, КАКОГО качества та инфа. Кому интересно- подтянутся. Просто читать и получать знания- интересно. Делитесь знаниями, это важно и нужно . Спасибо.

«Я знаю, чего хотят женщины. Они хотят быть красивыми». Валентино

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Девушки, я всё думаю, как поступить. Поэтому решила поделиться своими сомнениями и рассказать, почему до сих пор не уверена, что мне стоит открывать тему.

 

Во-первых, у меня нет тех знаний, которые больше всего людям интересны: я не этнограф, не историк и даже не искусствовед. Материалов о куклах «из первых рук» у меня тоже нет. Мои знания скорее из разряда тех, что «получены усилием мысли, а не памятью». Нужны ли они будут?

 

Во-вторых, тема эта может показаться узкой и незначительной, но на самом деле она напрямую связана с мировоззрением. Любое творчество определяется им. Поэтому о мировоззрении речь неизбежно зайдёт. А также о разнице в мировоззрении современном и «древнем», говоря упрощённо. Эта разница настолько велика, что многие привычные понятия могут оказаться перевёрнутыми. Лёгкая и непринуждённая беседа меня не привлекает (именно по этой теме), а вести серьёзный глубокий разговор не всегда легко и может быть даже неприятно. Нужен ли он?

 

И в-третьих, я не разделяю нынешнего «поветрия» об уважении к каждому мнению. В серьёзной беседе невозможно обойтись без того, чтобы оценить какое-то суждение. Не человека, который это суждение высказал, а именно само суждение. Эту разницу замечают не всегда, и поэтому сама необходимость оценки может восприниматься как нарушение правил форума. Не хочется быть причиной «беспорядков» :)

 

В мире современной народной куклы сейчас происходит вот что: люди, у которых есть первичный материал (этнографы, музейные работники и т. п.) не спешат делиться им с народом — они ведут платные курсы, которые есть только в городах, в основном, крупных, и стоят недёшево, и изредка выпускают книги, в которых этого материала — одни крохи. По сути эти люди образуют что-то вроде элитарного клуба. Всё это, мягко говоря, странно. Обычно этнографы и историки стремились опубликовать первичный материал (фольклорные записи сказок, к примеру), чтобы доступ к нему был у как можно большего числа людей — и у тех, кто хочет его изучать, и у тех, кто хочет просто приобщиться. Это естественно. Сейчас же народной куклой просто торгуют.

 

Расскажу одну историю. Когда я спросила в нашем районном доме культуры, собирали ли в этой местности кукол и что вообще о них известно, то вместо ответа мне привели такой пример: есть одна женщина (имени, конечно, не назвали). Она нашла бабулю, которая пообещала показать одну куклу. За куклу эта женщина несколько дней работала у бабули на огороде. И разумеется, она не станет об этой кукле (и о бабуле тоже) рассказывать, а придержит для себя — то ли для книги, то ли для курсов, но только «не даром».

 

При таком раскладе следует неизбежное: если народ интересуется темой, а сведенья большинству простых людей взять негде, то спрос рождает предложение — появляется множество свежесочинённых кукол, разумеется, с разными магическими свойствами и с подробными инструкциями, как их делать и как пользоваться, чтобы эти свойства работали. Всё это выдаётся за подлинное наследие предков, конечно.

 

Это самый очевидный из подводных камней и потому не самый опасный. Есть много других. И из-за всего этого народная кукла превращается в нечто иное.

 

Что больше всего в кукле интересует меня. Возможность считать с её облика мироощущение людей, которые жили и мыслили иначе, чем мы. Разумеется, у меня нет никаких доказательств и даже ссылаться мне почти не на кого. Всё, что я могла бы предложить, - обоснованные размышления и свой опыт.

 

И напоследок расскажу кое-что про обереги :)

 

Попросили меня сделать куклу-оберег на удачное замужество. Такая кукла показана в книге Дайн «Тряпичная кукла. Лоскутные мячики». Автор этой куклы — Мария Дмитриева.
post-23571-1453748584_thumb.jpg

 

В интернете много чего про эту куклу написано, к примеру:
В народе говорят «Муж голова, а жена шея. Куда шея повернет, туда голова и смотреть будет». Видимо поэтому в кукле На удачное замужество основной акцент делается на шею.
Следующий шаг, самый важный! Поленце одеваем в женскую одежду, тем самым символично показывая единство мужского и женского начала. Один за другим на шею накладываются красивые разноцветные воротники, но не просто так – на каждый воротник загадываем желаемые качества будущего мужа, которые хотели бы видеть в нем в дальнейшей супружеской жизни (чтоб любил, приносил кофе в постель, умел забивать гвозди…ну и так далее). Как и большинство традиционных славянских кукол кукла На удачное замужество немного волшебница и готова посодействовать вам в осуществлении желаемого. Воротников в нечетном количестве может быть сколько угодно, все зависит от ваших требований и запросов к будущему супругу.
и т. д. (взято отсюда - www.pelagea-kukla.ru/59-kukla-na-udachnoe-zamuzhestvo-ili-uzh-zamuzh-nevterpezhzhzh--.html)

 

Подробно расписаны смыслы каждого действия, рассказано, что делать куклу лучше на растущую луну и т. п. советы.
В интернете появились странные длинношеие куклы, похожие на жирафов — слишком много качеств загадали их авторы для будущего супруга :)
post-23571-1453748500_thumb.jpgpost-23571-1453748510_thumb.jpg

 

Посмотрела я, почитала — не могу поверить, что передо мной настоящее «наследие предков» :) Всё это: и истолкование всех подробностей, и советы для каждого шага, и нелепые образы — признаки мифотворчества второй волны. Что это такое? Поясню на примере: изначально некий миф описывает солнце как крылатого коня, мчащегося по небу. Проходит время, и далёкие потомки тех, кто сложил этот поэтический миф, умываются конским навозом, потому что конь — священное животное.

 

Мне стало интересно добраться до истоков и выяснить, правда ли всё то, что пишут об этой кукле в интернете. Самый лучший способ узнать это — спросить у автора, что я и сделала. Про технологию Мария Дмитриева ничего, понятно, не написала, а насчёт всего остального ответила так: «Эта кукла - Художественный образ, так что все, что пишут - выдумки и богатая фантазия.»
Думаю, добавить тут нечего. Стоит ли приписывать кукле ложную древность, стоит ли делать из неё длинношеее чудовище или примитивный оберег? По мне, она достойна большего, чем быть объектом бытового мифотворчества.

 

А вот мои куклы на удачное замужество, сделанные в подарок. Разные девушки, разные характеры, разные куклы :)
post-23571-1453748550_thumb.jpgpost-23571-1453748562_thumb.jpg

 

В-общем, хотелось бы узнать, какой вам видится тема о народных куклах.

Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звёздного неба, если бы они хорошо знали астрономию! (Паустовский)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

.
Дорогая дубравушка, одного человека, который любит размышлять на подобные темы, вы точно на Сезоне найдёте - это я:).
Я прочитала и обдумывала многие труды мифологов, религиоведов, этнологов, антропологов, палеопсихологов...
Я так же, как и вы, считаю, что народное искусство (и искусство вообще) возникло в дописьменную эпоху человечества - для фиксации и передачи информации между поколениями и внутри человеческих общностей. Других способов и носителей информации тогда не было. Доставшиеся нам произведения искусства и творчества хранят в себе эту информацию, которую наши предки считали обязательным передавать своим соотчичам и потомкам.

 

Но... поддаётся ли она прочтению, расшифровке, пониманию современным человеком? Можем ли мы прочитать, перевести на современный язык первоисточник - народную куклу, пляску, орнамент, крой?.. Или хотя бы понять, не переводя? Или только непосредственное восприятие?.. Нужно ли это нам, и для чего? Обязаны, должны ли, можем ли мы передавать эту информацию дальше в тех же формах? Или в других?... Как быть с тем, что при каждой передаче эта информация искажалась и искажается (каждый индивидуум вносит своё)? - Я часто думаю над такими вещами, отталкиваясь от конкретики искусства. Ваши размышления, которыми вы делитесь, нередко заставляют меня вступать с вами в мысленный диалог - спасибо:).

 

Так что дерзайте! Пожалуйста...:).
Думается, что лучше было бы создать отдельный разговор, оставив данную темку (где сейчас пишем) сугубо для технологических и похвастушечных применений. Как вы считаете?..

Всегда всех стройней, розовее и выше

Ручное шитьё в режиме онлайн

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И мне тоже было бы очень интересно почитать, хотя я мало что знаю именно о куклах.
И что касается сбора аутентичной информации - это сложный, как я понимаю, вопрос...
Но в своё время я довольно близко познакомилась с "собирателями" и "воспроизводителями" народной песни (назывался этот процесс иначе, ближе к сути того, для чего пели раньше...).

 

Услышала такую историю, про этнографическую экспедицию по сбору и записи как раз аутентичного типа звучания - когда появились для этого технические средства. Консерваторские люди ездили по деревням и пытались записывать всё, до чего могли дотянуться... но петь к тому времени умели уже в основном очень немолодые женщины, которых и просили петь разные песни - пока одна из них не сказала честно: "да ведь нельзя же мне вот это петь, и вон это петь тоже нельзя, это только молодые поют, девушки - девичье, молодые женщины - своё, а я-то такое давно отпела, у меня теперь другие песни, нету у меня того, что для девичьих или молодых песен нужно..."

 

Но и её, и других женщин уговаривали петь всё, что они помнят - чтобы осталось хоть что-то... и в записях оставались слова и мелодии, а суть "того", настоящего народного пения - по мнению авторитетов - ускользала...

 

Возможно, и с созданием кукол - нечто подобное... одна моя знакомая этим всерьёз увлекалась - но у неё с изготовлением целые ритуалы какие-то были наработаны - и ко времени суток привязанные, и ко временам года тоже, и к душевному состоянию тоже... но она их только для своей семьи делала...

 

Ну, в общем, я бы тоже... порадовалась... интересно...

Будь собой, остальные роли заняты... (с)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Народная кукла... Дубравушка, Вы подняли очень сложный и неоднозначный пласт нашей культуры. Не только русской культуры. Что такое народная кукла? Это образ. В нем сконцентрирована и закодирована обезличенная генетическая память людей о мире, жизни и смерти. Я не этнограф. И мне интересно принять участие в обсуждении.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дубравушка,

 

Тема Ваша - интересная. Но есть темы, которые для "почитать", а не для сумбурного "ура!" и "поздравляю".

я не разделяю нынешнего «поветрия» об уважении к каждому мнению.

Я думаю, что есть некоторое недопонимание...
Уважение имеется ввиду возможность высказывания своего мнения (а не "мое мнение верное, а остальные - нет"). Естественно, кто-то согласится, кто-то - нет, кто-то частично воспримет информацию, что может дать толчок для дальнейших исследований (может быть и дилетантских, но увлеченных).

 

Будем с интересом читать.

Моя тема на Сезоне

Моя детская тема на Сезоне

Я - не швея, не портной. Шитьем (в качестве бизнеса) не увлекаюсь. Шью для сына и собак.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По мне - так длинношеии куколки хороши! Необычностью..

 

Много воротничков у таких куколок означает много требований, запросов невесты к тому, каким должен быть жених. Ну , вроде того, как " чтоб не пил, не курил, и цветы всегда дарил"... и т.д.
Вполне современный подход, при нашей-то сложной жизни и качеств человечьих для счастья нужно много. И хорошо, что есть милый способ выразить, так сказать, уровень притязаний, самой девушке обдумать, что есть главное в будущем муже и браке...

 

Эти две длинношеии куколки известные, созданы известным мастером Галиной Бодякиной.
Их автор поста нежно и воспитанно величает " длинношеими чудовищами".
О Галине Бодчкиной можно почитать вот тут:http://pelagea-kukla.ru/tag/galina-bodyakina , на professionali.ru и еще много где, она активный проповедник , носитель и учитель этого вида творчества, автор сотен кукол и преподаватель сотен классов..
Её работы очень и очень самобытны, наполнены смыслом и очарованием, живые и сказочные одновременно. Узнаваемые. Присмотритесь, пожалуйста, внимательнее к этим двум...С учетом их назначения...

 

А можно спросить у автора поста: чем же в принципе, по смыслу, а не по тряпочкам и их количеству, отличаются ваши куклята от Бодякинских, которые вам не понравились?

 

Озвучим, как говорится, параметры сравнения:
Одинаковый смысл,
одинаковое назначение,
одно время создания,
примерно одинаковые материалы,
одна и та же конструкция и техника,
РАЗНЫЕ авторы.

 

Что же , интересно, в них есть такого, чтоб одна пара признавалась хорошей, а вторая, как бы в противовес, не очень-то и гОдной?

 

Очень правильно и логично быть разными, особенно если речь идет о художниках. Прикиньте, если б все лепили одно и то же, по общей инструкции...Мрак.

 

Очень правильно и честно признавать право других отличаться от себя, уважать это другое, если речь идет об одном , отдельно взятом художнике.

 

Кроме того,хорошо бы помнить, что на всякое другое обязательно найдутся свои многочисленные фаны и почитатели ...

 

Все пять работ (включая дмитриевскую куклу) - мастерские , яркие,
но мне запомнились именно длинношеии.
Остальные три оставляют впечатление де жа вю, вроде где-то уже видела,и не раз. Понятно почему - силуэт-форма, одежка очень похожа на тоже самое у огромного количества кукол другого назначения, и не выделяется, не торкает, как говорит молодежь.
Если б где на выставке , с публичным голосованием, был выставлен такой набор - я бы проголосовала за первое место красной куколке Галины Бодякиной.
За лаконизм в выражении идеи и предназначения.
Потом - Дмитриева, за тоже самое+ цветовое решение
Потом куколка с тремя воротничками без креста на лице- за наряд.
Или, скорее всего, вторая длинношеея, в ней есть новизна, она ненавязчиво иллюстрирует вопрос о выражении сразу многих желаний. Долго бы думать пришлось.
Если бы я судила выставку, как эксперт - третьей была бы длинношеяя ,однозначно.

 

А ,главное, обязательно сердечно поздравила бы трех художников с достойными работами. Выражающими их разные, собственные художественные подходы и идеалы, их миры.

 

Никакие мифы, мелкое шаманство на тему "в новую луну"и пр. - тут вообще ни причем. Но иногда это людям это нужно и помогает, греет душу, расслабляет - поэтому да на здоровье.

Все реки текут в море, но море не переполняется...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дубравушка, и мне очень нравится такой думающий подход к народному творчеству.
К сожалению многие (слишком многие)традиции от нас ушли. Ушли достаточно давно. Судя по народной вышивке, которую мне посчастливилось увидеть в запасниках нашего краеведческого музея уход от традиций начал происходить еще в конце 18 начале 19 веков.
Что дошло до нас?..Думаю сейчас идет новый виток народного творчества-потому, что автор, т е народ-это и мы с вами, и наши соседки, и люби нашего города и тд.
Отличается ли он от того, что делали наши бабушки- прабабушки? Безусловно да. Хуже ли это того, что было раньше? Вот тут не уверена. Да, сейчас много "пены" с "истинно народными тайнами", но когда человек делает любое дело, вкладывая свою Душу-то работает свет, заложенный человеком.

Либо делай, либо не делай! Но ни в коем случае не пытайся пытаться!

Мой Яндекс

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...