Перейти к публикации

Монастырская работа


Рекомендованные сообщения

Фрося, спасибо большое за рассказ! Очень правильно то, что это полотенце пришло именно к Вам. Именно Вы смогли его оценить по достоинству и показать нам работу тех мастериц, которые ткали и вышивали его много десятков лет назад. Их уже нет, а мы восхищаемся их трудом. Когда я рассматривала фотографии и правда, не верилось, что всё это, такое тонкое - есть.
У меня есть прабабушкина еще книга о рукоделии, там несколько схем вышивки примерно такого же масштаба для носовых платочков и сорочек, я раньше думала, что их просто надо увеличить, а теперь убедилась, что нет, всё это вышивалось действительно так тонко!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

.
...Разве не может не трогать до глубины души великолепная работа? Кому как не нам понять и почувствовать это?
...То, что мы шьём - это ведь и послание в будущее:)...

 

= Немного о швейцарской глади и интересные швейные подробности:).

 

"До того как Сент-Галлен прославился кружевами, в городе производили текстиль. Высокогорная местность не способствовала развитию сельского хозяйства, но создала идеальные условия для выращивания льна. По словам историка города Марии Хуфенус Зиглер, подъезжая к Сент-Галлену, казалось, что город засыпан снегом даже летом - это был лен, который выбеливали на солнце. Швейцарский лен называли ”белым золотом” за его отменное качество и крупные суммы, которые он приносил в городскую казну.

 

Но визитной карточкой города стала узорная вышивка, позаимствованная у турков в 1753 году. К концу 18 века город стал центром вышивального дела. На пике экономического подъема, вышивка из Сент-Галлена составляла 18% швейцарского экспорта. Более 40, 000 человек, включая детей, работали на текстильных фабриках, число которых исчеслялось сотнями. Cегодня оставшиеся фабрики можно пересчитать на пальцах одной руки. "

 

http://damadoma.ru/entsiklopedia/4.82.htm
Здесь мы видим образчик швейцарской глади. Картинка и текст из Энциклопедии женских рукоделий, изданной в 1858 году.

 

В этой же энциклопедии есть рекомендации по ниткам для швейцарской глади.
"Для ажурных швов рекомендуются эльзасские нитки №150, для настилки мягкая вышивальная бумага №35 и для глади вышивальная бумага №70".
Конечно, номера ниток тогда могли быть иными, но по моим ощущениям те нитки, которые использовала создательница этого полотенца, имели примерно вышерекомендованные номера и по современной системе.

 

- Кундзе, мулине было изобретено в 1896 году на фирме ДМС.
Для этой работы было использовано не мулине, а просто льняные нитки, похожие на наши (пардон, на советские:)) высококачественные катушечные не слишком сильного кручения.
Мне кажется, что нитки именно льняные, а не х/б, тк. они очень гладкие, что вероятно, связано с тем, что у льна волокна длиннее, чем у хлопка, и нить получается глаже.

 

Что касается подрубочки.
У меня очень острое зрение, но я лишь с огромным трудом могу время от времени увидеть рабочую нитку, которой исполнена эта подрубочка - настолько эта нить тонкая. Она значительно тоньше, чем нити ткани - те вполне разглядываемы.
Поэтому думаю, что подрубочка исполнена той же эльзасской ниткой №150, что и разделки в глади.
Ф.

Всегда всех стройней, розовее и выше

Ручное шитьё в режиме онлайн

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все или почти все о церковной вышивке http://ubrus.ru/technic

Завтра сегодня настанет вчера.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Впечатлена-ничего не сказать!Очарована!! Это сколько труда вложено-мне и не снилось столько ! Интересно-с какой скоростью вышивали?) Сейчас все хочется побыстрее сделать.. А тут-видно, что и ткань не простая и вышивка тончайшая..Делалось-будто вечно жить собирались...Удивительные люди..

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Могу предположить, что столь тонко сработанный рушник шился для "красного угла" и украшал собой икону. Раньше к иконе относились с величайшим трепетом и не смели её брать в руки, только рушником.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Какая история. С загадкой,с нежностью.Спасибо вам за нее.Думаю,можно в архивах той местности найти информацию о той мастерице,что сотворила его.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня хранится несколько полотенец монастырской работы. Изготовлены трудницами вот этого монастыря.
Из этих мест происходит один из корней моего рода, сейчас в тех местах у нас "домик в деревне".
Что могу дополнить к статье из собственных воспоминаний. От монастыря на моей памяти оставался огромный парк. Долгое время за ним не то чтобы ухаживали, но пространства между липовыми аллеями раздавались жителям под покосы (поля принадлежали совхозу, так что жителям разрешали косить сено только по всяким оврагам и обочинам). Поэтому лужайки не зарастали, а упавшие деревья распиливались и убирались. После 90-х косить там перестали и за 30 лет парк практически исчез: старые липы в большинстве превратились в валежник, а свободные места заросли молодым леском.
Около кладбища валялись фрагменты чешуйчатой кровли куполов. На детский взгляд очень похожи на убитого дракона. Неподалеку росло 3-4 огромнейших, величиной с хорошую березу, дерева туи или кипариса. Как они в нашем климате выживали до такого возраста- загадка.
В одном из домов деревни доживала век монахиня, глухонемая баба Маня. На моей памяти она уже была полуслепая, но раньше слыла редкой мастерицей. Пенсии ей не полагалось, кормилась рукоделием за копейки (какие у колхозников деньги!). Шила одежду, стегала одеяла.
В нашем доме было ватное одеяло ее работы. Нестандартного размера, больше двуспального, пододеяльники на него приходилось шить самим. Толстенное. Однажды я его раскладывала на просушку после зимы во дворе и тогда смогла разглядеть рисунок стежки. Это нечто! Не представляю, как и где она такое размечала, ведь избушка у нее была крохотная, его там просто на полу вряд ли можно было расстелить.

 

Лет 10 назад умерла одна наша дальняя родственница, мы разбирали ее вещи. В сундуке нашлось несколько льняных полотенец. Часть попроще, работы еще матери и бабушки умершей (некоторые тоже отмечены вышитым вензелем). А несколько - изумительно тонкой работы. Крестьянке такое просто некогда было бы сотворить, сотни часов кропотливой работы каждое. Явно они когда-то были "национализированы" из монастыря.

 

Сейчас свет не тот, завтра попытаюсь качественно заснять и покажу.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Надо же, я семь лет в Клубе, но пропустила мимо такую интересную тему. Ведь знаю, что Фросины рассказы - интересны, завораживающе- прекрасны. Красной нитью идет уважение к собеседнику и огромная любовь к Его Величеству Рукоделию и Народному Творчеству.
Фросенька, спасибо болшое за любовь, радость и знания, коими Вы щедро делитесь с жителями Сезона.

«Я знаю, чего хотят женщины. Они хотят быть красивыми». Валентино

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Надо же, я семь лет в Клубе, но пропустила мимо такую интересную тему.

Ой, согласна..И как тоже пропустила такую тему!тем более что мне есть что добавить ко всему...
Лет 20 назад одна моя пожилая клиентка отдала мне от своей матери(маме её было около 90 лет,когда умерла) в связи с переездом три подобные салфетки.Все были разного способа отделки по льну,правда выработка льна - разная. Все датирую конец 19 -начало 20 века.
Одна была вышита именно тем способом,который описала Фрося в начале темы.
К сожалению, именно она у меня и "нашла свою новую хозяйку".
А вот две оставшихся блАндинка отдать не смогла. Рука не поднялась...да и пристроены обе в дело,т.е. пользуюсь.
Одна из более плотного льна,
post-24314-1522741185_thumb.jpgpost-24314-1522741192_thumb.jpgpost-24314-1522741201_thumb.jpg
другая из тончайшего.
post-24314-1522741225_thumb.jpgpost-24314-1522741232_thumb.jpg
post-24314-1522741262_thumb.jpgpost-24314-1522741270_thumb.jpg
От стирок обе уже стали мягонькими...
Кружево пришито на зиг-заге(в те времена уже была такая строчка на машинках) тонкими хлопковыми нитками,а вот кружево ручное...
Ирина, спасибо за тему!
Может кто еще добавит что из своих закромов?
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну вот, засняла свои. Техника отчаянно сопротивлялась и не желала выдавать нужный фокус. Но что-то получилось.
Напоминаю: во времена их изготовления (самое начало 20 века) электричества в этих местах еще не было. Работали или при дневном свете (а днем и другие дела есть), или при керосиновой лампе.

 

Все фото большие, открывайте в полный размер, тогда видны мелкие детали.

 

Первое - "попроще". Длина 2,5 метра, сшито посередине из двух кусков. Ткань - полотно ручного прядения, не слишком тонкое. Две полосы вышивки, две полосы незатейливого рисунка кружева крючком. Только плотность вязки: на 1 см - 4 клетки филейного вязания и 5-6 столбиков без накида в обвязке.

 


post-13308-1522765269_thumb.jpg post-13308-1522765284_thumb.jpgpost-13308-1522765302_thumb.jpg

post-13308-1522765101_thumb.jpg

Изменено пользователем Vasilissa с Осинки
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Второе - поинтереснее. Ткань тоже простое полотно, длина с вышитыми концами 3,5 метра. Две полосы вышивки по продернутым нитям. Рабочая нить довольно толстая и рыхло скрученная. Видимо, такая выбрана для формирования плотного застила глухих элементов.
post-13308-1522765648_thumb.jpgpost-13308-1522765637_thumb.jpg
post-13308-1522765609_thumb.jpgpost-13308-1522765625_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Третье, мое любимое. Длина 2,5 метра. По краям по две полосы вышивки.
С ним меньше всего снимков получилось, все плыло.
Ткань соткана жаккардом, концентрическими ромбиками. Интересно завершен рисунок на кромке.
Вышивка также по продернутым нитям.

 

post-13308-1522765928_thumb.jpgpost-13308-1522765946_thumb.jpg
post-13308-1522765957_thumb.jpg post-13308-1522766052_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

.
Да...
Жакардовое ткачество и вышивка на 2-ом и 3-ем --- просто потрясающе!!

Всегда всех стройней, розовее и выше

Ручное шитьё в режиме онлайн

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще что меня в этих вещах удивляет - неимоверная для органики прочность. Фросино полотенце несколько лет пролежало в земле (было потеряно? спрятано? выброшено? погребено при обряде снятия порчи?). После извлечения оно не только не рассыпалось в прах, но было выстирано и отбелено! Батист!!!!
Мои хранились в доме, но тоже далеко не в музейных условиях. Кстати, чудо, что они дошли до наших дней: во времена Великой Отечественной войны эти места несколько раз переходили из рук в руки, деревни жгли и каратели, и партизаны, и при боях горело. Довоенных домов и их содержимого сохранились единицы. При разборе вещей полотенца были извлечены из гнилого чемодана, из-под груды всякого барахла разных сроков закладки. На шерсти там моль хорошо попировала. Еще рядом какие-то промасленные спецовки, в одном месте ржавчина... В общем, вид был получше, чем из земли, но тоже далеко не белые.
Я думала, что при попытке выстирать все в руках рассыплется. На пробу постирала одно, сначала в шампуне, потом уже в порошке, потом с отбеливателем - выдержало. Тогда уже обработала и все остальные. Все осталось цело!
Видимо, при классической обработке льна без химикатов, с расстилом по полю, мочением в стоячем озере и т.п. всё, что в принципе может гнить, сгнивает. То, что остается, уже практически минерал, только в огне горит.

 

О длине бытовых полотенец. Такой гладкий лен воды впитывает мало. Намного меньше, чем вафельное или махровое полотнище. Приложил его к мокрому - все, участок ткани промок насквозь. Чтобы целиком вытереться в бане, нужно 2-3 метра такого полотна. Около умывальников вешалось одно полотенце на всю семью. После утирания каждого лица полуметровый кусок становился мокрым, следующий подошедший утирался сухим краем. Про спящего дольше других или вообще лентяя говорили - этот мокрым полотенцем утирается.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Vasilissa с Осинки, спасибо вам большое! Очень благодарна вам, за тёплое повествование, за прекрасные фотографии. В полотенцах виден характер человека, его отношение к делу, жизни, видна внутренняя организация, виртуозная скурпулёзность! Могу только поклониться мастерице, оставляет след в памяти, стоит только рассмотреть, какие выверенные стежочки и законченный вид изделий. Восторг!!!

Глаза боятся, а руки делают

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Может кто еще добавит что из своих закромов?
Девочки, присоединяюсь к призыву!
У кого есть старинные рукодельные вещи, особенно с историей - прошу, не скупитесь:).
Найдём времячко вместе прикоснуться к ним душой!

Всегда всех стройней, розовее и выше

Ручное шитьё в режиме онлайн

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, девочки! Очень интересно. Надо, пожалуй, и у себя покопаться... Правда, скорее всего, не такое старинное... Вот только до дома доберусь...

 

Vasilissa с Осинки, а можно вышивку роз с первого полотенца покрупнее показать? Уж очень выразительная прошва...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

.

Еще что меня в этих вещах удивляет - неимоверная для органики прочность.
Меня тоже.
Научное объяснение, безусловно, разумно.
- Но может быть, есть и "ненаучные" факторы?:)

 

... О том, что "рукописи не горят".
Начну с такого вот письма от бабушки моей Александры Петровны.

 

08.jpg08_.jpg

 


С тех давних пор у меня в большом конверте живут эти сколки (схемы для коклюшечных кружев).
С ними я и хочу вас познакомить.
Сколки сделаны из обычной бумаги, склеенной в несколько (5-6) слоёв. Подклеены газетной бумагой. Перед войной мои бабушка с дедушкой жили в Ставрополе. Об этом я немного рассказывала здесь...
Некоторые сколки подклеены ставропольскими газетами.
Из того, что местом издания указан Ставрополь, ясно, что газеты до 1931 года (с этого года Ставрополь стал называться Ворошиловск). А из некоторых газетных фактов (например, пуск первого трамвая в Минске) --- можно установить и точную дату, это 1929 год.

 

...Так что на сегодня этим сколкам уже 90 лет...

 

К каждому сколку приколот образец см 15 длиной. И подписано необходимое количество коклюшечных пар. Кстати, коклюшки той ставропольской кружевницы тоже достались мне, и я до сих пор плету на них. От времени они превратились в музыкальный инструмент, и высохшее дерево звучит нежно, задумчиво и чуть печально.
Кружева образцов сплетены из каких-то замечательных ниток - возможно, тонких льняных ниток (примерно № 60-70). Они очень-очень изящные...

Всегда всех стройней, розовее и выше

Ручное шитьё в режиме онлайн

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

.
1. Веера и тюль, ширина кружева 5 см.

 

01.jpg01_.jpg

 

Ну какое платье 1930-х без нежного кружевного воротничка!:)

 

a25ec11248255fbefd97b91945f85d28.jpg129884.jpgil_fullxfull.1257504596_ouje.jpg

 

il_570xN.1430366602_jfug.jpgil_fullxfull.1342347658_3cyx.jpgil_fullxfull.1380712241_pag4.jpg

Всегда всех стройней, розовее и выше

Ручное шитьё в режиме онлайн

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...