love_59 Опубликовано 26 декабря, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2008 Я нашла еще немного о сватике....Свастика на Руси Одним из главнейших мотивов русского ремесла всегда была солярная символика, одним из вариантов которой, как известно, и является свастика. Использование Солнца в качестве художественного образа характеризует высокоразвитую дохристианскую культуру славян. Это обусловлено родовым знанием - Веданием, в котором не последнее место занимала целая "династия" Солнцебогов. В настоящее время достаточно распространено мнение, согласно которому с крещением Руси в её истории начался новый этап, перечеркнувший собой всё, что ему предшествовало. Однако на самом деле христианство не только не искоренило так называемое "язычество", но и в значительной степени приспособилось к нему, лишь переделав богов в святых и заменив традиционные названия празднеств, месяцев года и так далее. Мотивы дохристианской культуры просматриваются буквально в каждой православной святыне (см. главу "Солярная символика и христианство"). По материалам археологических исследований Россия является самой богатой территорией по применению свастики как религиозного и культурно-бытового символа - ни Европа, ни Индия не могут сравниться с Россией в изобилии свастик, покрывающих русское оружие, стяги, национальный костюм, украшения (височное кольцо из серебра, культура вятичей, XII в.; навершие булавки, Новгород, XII век; кольца; пряжка, Новгород, XIII в.), дома, предметы быта и храмы, причём свастика используется как в качестве украшения с чисто эстетической функцией, так и в качестве обереговой символики. Рассмотрим, например, серебряное височное кольцо вятичей. Наряду с руническими символами и производными от них, мы можем видеть свастики, расположенные на крайних лепестках. По всей видимости, это кольцо обладает большим магическим значением. Раскопки древних курганов и поселений говорят сами за себя - многие древние славянские городища имели форму свастики, сориентированной по четырем сторонам света. На протяжении многих тысячелетий славяне использовали символ свастики. Все знают, что Вещий Олег прибил свой щит на врата Царьграда (Константинополя), но мало кому известно, что там было изображено. Тем не менее описание символики его щита и доспехов можно найти в исторических хрониках. Если почти во всех иностранных языках различные начертания солнечного креста с изогнутыми лучами называются одним словом -"свастика", то в русском языке для различных вариантов свастики существовало и существует поныне более 140 названий и гораздо большее количество вариантов изображения, что также свидетельствует о "русскости" этого символа. Например: Коловрат, Посолонь, Свята Дар, Солнцеврат, Агни, Солнечный Крест, Солард, Светолет, Цветок Папоротника, Перунов Цвет, Боговник, Сварожич, Святоч, Яроврат, Одолень-Трава, Родимич, Чароврат и т.д. У простых крестьян были свои названия свастики. В деревнях Рязанской губернии ее называли "ковылем" - воплощением ветра; на Печоре - "зайцем", здесь графический символ воспринимали как частичку солнечного света, лучик, солнечный зайчик; кое-где крест именовали "конем", "конской головой", ведь ещё давным-давно коня считали символом солнца и ветра; назывались свастики и "огнивцами", опять же в честь солнца. На селе до сей поры на древние праздники одевают женщины нарядные сарафаны и рубахи, а мужчины - косоворотки, вышитые свастиками различной формы, пекут пышные караваи и сладкое печенье, украшенные коловратом. Даже русский танец "хоровод" имеет в себе тот же глубинный смысл, что и графическое начертание свастики. Иногда его так и называли - коловрат. Как уже говорилось, до наступления второй половины ХХ века основным узором, использовавшимся в славянской вышивке, была свастика. Применение свастики в орнаментах на Руси просто неисчислимо. Академик Б. А. Рыбаков называл коловрат "связующим звеном между палеолитом, где он появился впервые, и современной этнографией, дающей неисчислимое количество примеров свастичных узоров в тканях, вышивке и плетении". Истинная традиция жила на Руси очень долго. Свастика была не чужда русскому императорскому дому. При Петре I стены его загородной резиденции были украшены свастиками. Потолок тронного зала в Эрмитаже также покрыт этим священным символом. Её появление в Петербурге в начале века связано с именем императрицы Александры Фёдоровны, глубоко интересовавшейся ламаизмом Тибета. Она никогда не упускала случая защитить семью или своих друзей любимым оккультным знаком - свастикой, которая присутствовала на многих её рукописях и дареных книгах, что часто поражало членов дипломатического корпуса, аккредитованного в Петербурге. Недоумение продолжается и сейчас, но только среди тех, кто не знает, что свастика была чтима предками Александры Фёдоровны по Гессенской линии в двух её ответвлениях: Гессен-Кассельской и Гессен-Дармштадтской. И не случайно в доме Ипатьева, где была расстреляна царская семья, Пьер Шильяр, швейцарец, бывший прежде воспитателем царевича, обнаружил "в амбразуре одного из окон в комнате царя и царицы любимый знак императрицы, нарисованный карандашом, и под ним дату: 17(30) апреля 1918 года". Тот же знак - свастика - был нарисован но обоях рядом с широкой кроватью. Свастика стала самым распространённым обереговым знаком в России 1900-х годов, Западной и Восточной Европе - сказалось влияние "Тайной доктрины" Е.П. Блаватской (эмблема её Теософского общества), учений Гвидо фон Листа и так далее. Если интересно...буду писать еще)))) "Чтобы быть красивой, женщине достаточно надеть черную юбку, свитер и опереться на руку любимого мужчины." Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
derby Опубликовано 28 декабря, 2008 Поделиться Опубликовано 28 декабря, 2008 (изменено) love_59 интересно,только "кантинков" нет... с фотками или ссылками на картинки-оно как-то нагляднее было бы.А что у меня картинок не видно в предыдущих текстах,только рис.1.2,3 и все?а где фотки? Изменено 28 декабря, 2008 пользователем derby Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
derby Опубликовано 28 декабря, 2008 Поделиться Опубликовано 28 декабря, 2008 love_59,надо еще,чтобы эти знания можно было еще и в быту использовать конкретно-в вышивке в костюме,в росписи ,в украшениях...А то как дураки-фен-шуй да фен-шуй!японцы над нами смеются.Какой у нас может быть "фен-шуй"?на наших просторах да климате?это не Япония -остров с крохотными домиками из бумаги. Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
Лапатка Опубликовано 25 апреля, 2009 Поделиться Опубликовано 25 апреля, 2009 love_59 как всё здорово, теперь такую курсовую напишу, эх. Спасибо за интересный материал. Нужно на ты. Я - Галина. Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
derby Опубликовано 21 мая, 2009 Поделиться Опубликовано 21 мая, 2009 BriNa,я тут увидела у вас про джинсовые русские портки.http://club.season.ru/index.php?s=&sho...st&p=130842А можно подробнее.А то эта тема поднималась и при шитье русских кукол в народных костюмах.Там тоже писала,что в старых кукол,что в этнографических музеях, есть штанишки типа джинсы. Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
BriNa Опубликовано 21 мая, 2009 Поделиться Опубликовано 21 мая, 2009 Более подробно - это если Вы пойдёте на выставку :), там около 40-ка экспонатов. Вот так эту выставку увидели журналисты:http://www.fontanka.ru/2008/08/12/038/А здесь статья с более внимательным исследованием вопроса, её можно даже в тему косоклинного сарафана продублировать:http://www.rustm.net/catalog/article/1314.html _ Sine ira et studia _ Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
Eva Linn Опубликовано 22 июня, 2009 Поделиться Опубликовано 22 июня, 2009 отличная тема) как раз работаю над вышивкой в русском стиле для льняных рубашек))) спасибо за информацию) Мадам, творите! Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
Цвета Опубликовано 2 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2010 Тема очень интересная.. по ссылке можно посмотреть фото с выставки - Традиционный костюм Воронежской губернии, может кому пригодится http://fotki.yandex.ru/users/z7703333/albu...4168/?ncrnd=779 Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
Sophia Опубликовано 2 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2010 Свастика и прочие типично русские орнаменты, носят общие индо-арийские корни и встречаются абсолютно у всех народов нашего континента. И у европейцев и у юго-восточных народово и у народов севера. Хотелось бы уточнить у автора темы, а откуда берется практика размещения вышивки как на мужской рубахе. Если в этнографии данный тип не испоьзуется. Насколько мне известно, такое было введено современыми родноверами, язычниками и прочими группами сочувствующих и к традиции никакого отношения не имеет. Женские платья очень интересные. Браво. И ребенок в сарафане чудо. Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения