Перейти к содержанию
1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6

Рекомендуемые сообщения

Я нашла еще немного о сватике....
Свастика на Руси

 

Одним из главнейших мотивов русского ремесла всегда была солярная символика, одним из вариантов которой, как известно, и является свастика. Использование Солнца в качестве художественного образа характеризует высокоразвитую дохристианскую культуру славян. Это обусловлено родовым знанием - Веданием, в котором не последнее место занимала целая "династия" Солнцебогов. В настоящее время достаточно распространено мнение, согласно которому с крещением Руси в её истории начался новый этап, перечеркнувший собой всё, что ему предшествовало. Однако на самом деле христианство не только не искоренило так называемое "язычество", но и в значительной степени приспособилось к нему, лишь переделав богов в святых и заменив традиционные названия празднеств, месяцев года и так далее. Мотивы дохристианской культуры просматриваются буквально в каждой православной святыне (см. главу "Солярная символика и христианство"). По материалам археологических исследований Россия является самой богатой территорией по применению свастики как религиозного и культурно-бытового символа - ни Европа, ни Индия не могут сравниться с Россией в изобилии свастик, покрывающих русское оружие, стяги, национальный костюм, украшения (височное кольцо из серебра, культура вятичей, XII в.; навершие булавки, Новгород, XII век; кольца; пряжка, Новгород, XIII в.), дома, предметы быта и храмы, причём свастика используется как в качестве украшения с чисто эстетической функцией, так и в качестве обереговой символики. Рассмотрим, например, серебряное височное кольцо вятичей. Наряду с руническими символами и производными от них, мы можем видеть свастики, расположенные на крайних лепестках. По всей видимости, это кольцо обладает большим магическим значением. Раскопки древних курганов и поселений говорят сами за себя - многие древние славянские городища имели форму свастики, сориентированной по четырем сторонам света. На протяжении многих тысячелетий славяне использовали символ свастики. Все знают, что Вещий Олег прибил свой щит на врата Царьграда (Константинополя), но мало кому известно, что там было изображено. Тем не менее описание символики его щита и доспехов можно найти в исторических хрониках.

 

Если почти во всех иностранных языках различные начертания солнечного креста с изогнутыми лучами называются одним словом -"свастика", то в русском языке для различных вариантов свастики существовало и существует поныне более 140 названий и гораздо большее количество вариантов изображения, что также свидетельствует о "русскости" этого символа. Например: Коловрат, Посолонь, Свята Дар, Солнцеврат, Агни, Солнечный Крест, Солард, Светолет, Цветок Папоротника, Перунов Цвет, Боговник, Сварожич, Святоч, Яроврат, Одолень-Трава, Родимич, Чароврат и т.д. У простых крестьян были свои названия свастики. В деревнях Рязанской губернии ее называли "ковылем" - воплощением ветра; на Печоре - "зайцем", здесь графический символ воспринимали как частичку солнечного света, лучик, солнечный зайчик; кое-где крест именовали "конем", "конской головой", ведь ещё давным-давно коня считали символом солнца и ветра; назывались свастики и "огнивцами", опять же в честь солнца. На селе до сей поры на древние праздники одевают женщины нарядные сарафаны и рубахи, а мужчины - косоворотки, вышитые свастиками различной формы, пекут пышные караваи и сладкое печенье, украшенные коловратом. Даже русский танец "хоровод" имеет в себе тот же глубинный смысл, что и графическое начертание свастики. Иногда его так и называли - коловрат.

 

Как уже говорилось, до наступления второй половины ХХ века основным узором, использовавшимся в славянской вышивке, была свастика. Применение свастики в орнаментах на Руси просто неисчислимо. Академик Б. А. Рыбаков называл коловрат "связующим звеном между палеолитом, где он появился впервые, и современной этнографией, дающей неисчислимое количество примеров свастичных узоров в тканях, вышивке и плетении". Истинная традиция жила на Руси очень долго. Свастика была не чужда русскому императорскому дому. При Петре I стены его загородной резиденции были украшены свастиками. Потолок тронного зала в Эрмитаже также покрыт этим священным символом. Её появление в Петербурге в начале века связано с именем императрицы Александры Фёдоровны, глубоко интересовавшейся ламаизмом Тибета. Она никогда не упускала случая защитить семью или своих друзей любимым оккультным знаком - свастикой, которая присутствовала на многих её рукописях и дареных книгах, что часто поражало членов дипломатического корпуса, аккредитованного в Петербурге. Недоумение продолжается и сейчас, но только среди тех, кто не знает, что свастика была чтима предками Александры Фёдоровны по Гессенской линии в двух её ответвлениях: Гессен-Кассельской и Гессен-Дармштадтской. И не случайно в доме Ипатьева, где была расстреляна царская семья, Пьер Шильяр, швейцарец, бывший прежде воспитателем царевича, обнаружил "в амбразуре одного из окон в комнате царя и царицы любимый знак императрицы, нарисованный карандашом, и под ним дату: 17(30) апреля 1918 года". Тот же знак - свастика - был нарисован но обоях рядом с широкой кроватью. Свастика стала самым распространённым обереговым знаком в России 1900-х годов, Западной и Восточной Европе - сказалось влияние "Тайной доктрины" Е.П. Блаватской (эмблема её Теософского общества), учений Гвидо фон Листа и так далее.
Если интересно...буду писать еще))))

"Чтобы быть красивой, женщине достаточно надеть черную юбку, свитер и опереться на руку любимого мужчины."

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

love_59 интересно,только "кантинков" нет... с фотками или ссылками на картинки-оно как-то нагляднее было бы.
А что у меня картинок не видно в предыдущих текстах,только рис.1.2,3 и все?а где фотки?

Изменено пользователем derby
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

love_59,надо еще,чтобы эти знания можно было еще и в быту использовать конкретно-в вышивке в костюме,в росписи ,в украшениях...А то как дураки-фен-шуй да фен-шуй!японцы над нами смеются.Какой у нас может быть "фен-шуй"?на наших просторах да климате?это не Япония -остров с крохотными домиками из бумаги.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

BriNa,я тут увидела у вас про джинсовые русские портки.
http://club.season.ru/index.php?s=&sho...st&p=130842
А можно подробнее.А то эта тема поднималась и при шитье русских кукол в народных костюмах.Там тоже писала,что в старых кукол,что в этнографических музеях, есть штанишки типа джинсы.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Более подробно - это если Вы пойдёте на выставку :), там около 40-ка экспонатов. Вот так эту выставку увидели журналисты:
http://www.fontanka.ru/2008/08/12/038/
А здесь статья с более внимательным исследованием вопроса, её можно даже в тему косоклинного сарафана продублировать:
http://www.rustm.net/catalog/article/1314.html

_ Sine ira et studia _

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Тема очень интересная.. по ссылке можно посмотреть фото с выставки - Традиционный костюм Воронежской губернии, может кому пригодится

 

http://fotki.yandex.ru/users/z7703333/albu...4168/?ncrnd=779

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Свастика и прочие типично русские орнаменты, носят общие индо-арийские корни и встречаются абсолютно у всех народов нашего континента. И у европейцев и у юго-восточных народово и у народов севера.

 

Хотелось бы уточнить у автора темы, а откуда берется практика размещения вышивки как на мужской рубахе. Если в этнографии данный тип не испоьзуется. Насколько мне известно, такое было введено современыми родноверами, язычниками и прочими группами сочувствующих и к традиции никакого отношения не имеет.

 

Женские платья очень интересные. Браво. И ребенок в сарафане чудо.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...