Перейти к содержанию
1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6

Узбекское, таджикское, туркменское......


Рекомендуемые сообщения

Уважаемые женщины. Я хочу сшить себе среднеазиатское платье. У меня есть вот такие варианты.
post-348-1372995066_thumb.jpg post-348-1372995167_thumb.jpg
Сразу скажу, что второе я забраковала из-за проймы и рукава, потому что одинаковый чертеж- что спереди, что сзади. Я хочу, чтоб ничего никуда не съезжало, а сидело правильно. А вот на первой картинке верхнее платье справа похоже на истину, но одна беда- плохое качество и цифр всех не видно. Я пыталась выяснить, из какой книги это взято, чтоб попробовать найти оригинал, но безуспешно. Все что могу сказать это из книги по таджикской одежде. Кто -нибудь может помочь? Указать название книги либо эту самую картинку в хорошем разрешении.

 

И отдельно по туркменскому платью. Кто-нибудь видел и держал его в руках, так, что точно описать и нарисовать его крой, а не как представляется? Какая у него, интересно, ширина подола?

 

Это вырезаное таджикское платье, как хотелось бы.
post-14672-1314011632.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Нафиса, кто-то шил подобное. Там соседка образец приносила но что-то незаладилось. Где-то с полгода назад видела что совет просили.

Эгоцентризм не заразен. Заразен его культ.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ой как здорово, что вспомнили об этом платье!
Сама я родом из Ташкента. В таком крое ходили все женщины от мала до велика. Удивительно, но оно шло всем, независимо от возраста и комплекции . Буквально, осмелюсь сравнить, узбекский «сапожковский крой»! К тому же и климат там такой, что от обтянутой одежды сам откажешься - сильно жарко. Носили его все: и местные(у них был один и тот же крой пожизненно), и не коренные жительницы . По узбекским традициям, конечно его сшили из «узбекского материала»(хан-атлас, бархат, парча). Помнится, ткани имели ширину не более 60-70 см .У меня лично было платье из натурального крепдешина (его ширина тоже была раньше не более 80 см)с крылышками. Смотрелось на молодой и худенькой девчонке очень даже здорово, а главное в нем было не жарко! Портнихи очень точно подбирали рисунок - должна была быть безупречная симметрия, иначе никто к этой портнихе никогда бы не обратился. Я поняла, что на этом сайте есть профессионалы с тех мест ( Женя-Строчка, Нектар, Тани). Уж они то, наверное, об этих платьях и крое знают много больше.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У меня есть книжка 1957 года Госиздата УзССР "Учитесь шить сами". В ней целая глава посвящена узбекской национальной женской одежде. Даётся несколько фасонов платьев с различными кокетками и воротниками и жилет к национальным платьям. Надо? Если больше никто не откликнется, дня через два смогу отсканировать.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У меня где-то книжка есть по национальной одежде..я сама родом из Ташкента и узбекское платье..это платье с кокеткой и шальварами...туркменское..длинное в пол и разрезом впереди и тоже со штанишками...они шьются и моделируются легко..
Если надо я выложу сканы..но попозже..доберусь до мамы - книги у нее

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

Татарская тюбетейка. Как сшить.

 


post-348-1592544405_thumb.jpg
Старинные татарские тюбетейкиСуществовали два основных вида татарских тюбетеек - такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса.

 

Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего воина.

 

Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX века и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Каляпуши из бархата расшивались шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже - жемчугом и бисером. Наиболее нарядны со вкусом расшитые парчовые тюбетейки.

 

Более старинные тюбетейки первой половины XIX века отличаются тем, что крупные волнообразные цветочно-растительные композиции и геометрические мотивы покрывали всю украшаемую поверхность убора.

 

Со временем узор тюбетеек меняется. Ко второй половине XIX века на верхней части тюбетейки узор по окружности с розеткой посередине заменяется орнаментом, составленным из трех-четырех крупных букетиков, покрывающих весь круг.

 

К концу XIX - началу XX века крупные цветочные букеты заменяются мелкими, менее выразительными букетиками. В наши дни широкое распространение получила практика пошива тюбетеек на базе небольших предприятий, акционерных обществ и отдельными мастерами.
Изготовление тюбетейки

 

Необходимые материалы: бархат черного, зеленого или другого цвета (либо шелк, парча), хлопчатобумажная основа для подклада, около 15 м шпагата (можно использовать крученые и смазанные воском нити от распущенных льняных мешков, белые и цвета выбранного вами бархата катушечные нитки, тонкая, средняя и большая со слегка согнутым концом и большим ушком иглы, бисер или золотая, серебряная нить, канитель).

 

Ход работы
1. Изготовление выкройки необходимого размера.
2. Выкраивание частей из бархата.
3. Раскрой подкладки.
4. Вышивание верха и края тюбетейки.
5. Простегивание частей.
6. Сшивание частей тюбетейки.
Изготовление выкройки

 

Тюбетейка состоит из двух частей: из плоского круглого верха и жесткого края. Боковая часть выкраивается по косой. Ее длина равна окружности головы плюс 2 см на шов.

 

Ширина (высота тюбетейки) - 8-9 см плюс 1,5-2 см на шов, равна 10-11 см. Значит, для 58 размера тюбетейки делаем выкройку края длиной 60 см и шириной 10-11 см. Высота головного убора не должна превышать 8-9 см.
Раскрой тюбетейки

 

С припусками на шов подготовленную выкройку края кладут на бархат так, чтобы долевая нить ткани располагалась по косой линии. Из прямоугольного отреза кроят сразу несколько (около 10) тюбетеек. Подкладка края тюбетейки выкраивается также по косой. Она должна быть на 1 см длиннее и шире бархатной части. Для 58 размера понадобится подкладка длиной 61 см, шириной 10-12 см. Диаметр верха тюбетейки - 19 см (радиус - 9,5 см). Размеры даны с припусками на шов. Сделав из жесткой бумаги лекало, скроите верх и его подклад.
Вышивка тюбетейки

 

Большой популярностью пользуются и не вышитые тюбетейки. Особо нарядны уборы, вышитые золотой, серебряной канителью, жемчугом или бисером. В центре верха некоторых тюбетеек пришивали кисточку. Иногда тюбетейки шили из шелка и парчи.

 

Процесс вышивания частей происходит до простегивания, сразу же после раскроя. Принцип бисерной вышивки такой же, как и при изготовлении калфаков. Бисер можно использовать как одного цвета (например, желтого, под золотое шитье), так и нескольких сочетающихся по тону цветов.

 

Красота изделия зависит от художественного вкуса, чувства цвета, аккуратности изготовителя.

 

До натягивания на пяльцы детали тюбетейки пришиваются к хлопчатобумажной основе, на изнаночную сторону которой наносится узор. Швом "вперед иголку" узор выводится на рабочую поверхность.
Шитье и простегивание деталей

 

Основой тюбетейки являются выполненные вручную тонкие, мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата.

 

Шитье необходимо начинать с нижней части края тюбетейки. Для этого подкладку сложите с бархатной полосой лицевыми сторонами и притачайте на машинке нижнюю часть. Для того чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, выверните изделие так, чтобы бархатная ткань на 1-2 мм заходила на изнаночную сторону, и по низу тюбетейки сделайте аккуратный шов.

 

Отступив на 3 мм от него вверх, сделайте еще один шов. Для придания жесткости нижней части убора проденьте шпагат в образовавшуюся кулиску. Надлобная часть готова .

 

Снизу по лицевой стороне отметьте высоту тюбетейки - 8-9 см - и светлыми нитками линию, по которой будет сшиваться боковая и верхняя часть тюбетейки. Простегайте швом "вперед иголка" наклонными линиями участок, образовавшийся между стежками так, чтобы между ними свободно проходили веревочки. Старайтесь подобрать не очень тоненькие веревочки. Тогда тюбетейка будет хорошо держать форму. Иначе она получится неустойчивой и будет мяться. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу со слегка согнутым концом до верхнего стежка, выньте через подклад наружу, отрежьте веревку. Так обработайте все ряды между вертикальными стежками. Подтяните ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли вовнутрь изделия.

 

При сшивании концов полосы соедините два последних стежка вместе, чтобы соединительный шов был менее заметен.

 

Теперь надо простегать верх тюбетейки. Верхний круг тюбетейки необходимо дугообразными линиями разделить на 6 частей. И каждую часть по отдельности, как и сами дуги, простегать и проложить веревочками. Для того чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, сделайте лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам 6 треугольников, получите 6 дугообразных линий. Эти линии переведите через копировку на подкладку. После этого подкладку притачайте к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала простегайте все 6 дугообразных линий и проденьте в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, выведите иглу, отрежьте нить и, слегка потянув ткань, уберите вовнутрь торчащие концы. Так простегайте всю поверхность круга.
Сшивание частей тюбетейки

 

Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки разделите на четыре одинаковые части. Соедините детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Притачайте их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогните за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришейте.

 

Затем выверните тюбетейку, внутри слегка опрысните водой, наденьте на специальную форму до высыхания. Безусловно, собственноручно изготовленная тюбетейка является ценным подарком.

 

Нурзия Сергеева. "Татарская вышивка", Казань, издательство "Магариф", 2005

Источник.

 

http://moikompas.ru/compas/clothesturkmen

 

Традиционная одежда узбечек исключает любые однотонные ткани. Даже траурные одеяния не просто черные или белые как у других народов, а темных тонов, но с очень мелкими, неброскими цветами. В национальной одежде вы увидите очень много ярких, пестрых цветов, обилие украшений, некоторые из которых весят по несколько кг. Но и цвета везде разные.

 

В Бухарских национальных костюмах, известных своими златошвейными мастерами, преобладают ярко темно синие тона, на которых золотые узоры смотрятся особо эффектно. Фасоны платьев женщин - в меру узкие, длиной до колен трапеции, либо прямоугольники. Таджикские платья короче. Тюбетейки также украшаются золотым шитьем, бисером. Мужские тюбетейки чаще бархатные, темных тонов. Темно зеленый, черный, темно синий, без вышивок.

 

Сурхандарья - в одежде преобладают прямые разноцветные линии, ярких и несколько грубых расцветок. Узоры больше включают круги, восьмигранники, орнамент. Крупные узоры. Очень своеобразный колорит. Тюбетейки так же круглой формы, схожих расцветок. Причем цветастые тюбетейки тут носят и мужчины.
Хорезм - одежды из легких струящихся тканей, разлетающихся от малейшего дуновения ветра. Оригинальный головной убор у женщин - тюбетейки с обилием мелких чешуек, которые звенят на каждом шагу, украшенные пером. Браслеты, длинные (до пояса) развесные украшения (больше бусы), которые также звенят. Шапки мужчин - это папахи из овчины.

 

Превышают объем головы человека в несколько раз. Удивительно теплые. Но, что странно, их носят не только зимой, но и круглый год. Секрет знают только хорезмийцы.

 

Самарканд - смешанная культура. Бухарские тюбетейки, хорезмские жилетки.

 

Коканд - отличаются тюбетейками мужчин - традиционная черная, квадратная, с белым узором по каждой стороне, но высокая. Если в Ташкенте мужская тюбетейка плотно сидит на голове, то кокандская возвышается минимум на 5 см. Над головой.

 

Фергана: головные уборы женщин - красивые платки, завязывающиеся наподобие венца. Платья из хан-атласа.

 

Ташкент -Обязательны платья из хан атласа у каждой женщины (неважно носит она его или нет). У мужчин чапаны либо чекмени. Прочие одежды ташкентцы заимствуют у других областей. Глобализация делает свое дело smile.gif

 

В Ташкенте национальные одежды наименее красочные. Либо наименее вычурные ? это уж, как говорится, опять же дело вкуса.

 

Кстати насчет красочных шаровар, в которых ходят все восточные женщины, если судить по кинематографу. Вообще шаровары ранее исполняли ту же функцию, что и панталоны, и выставлять их напоказ считалось уж очень неприличным. Это только потом, после всеобщей экспансии мини юбок, традиционные платья стали короче, а выглядывание из под юбок шаровар начало считаться красивым, а после и скромным.

 

Моя бабушка (аристократка до мозга костей) никак не могла с этим смириться, и весьма осуждающе смотрела на женщин, которые были так <неопрятны> в одежде.

 

А её одежды всегда отражали строго 19 век - длинное широкое платье с кокеткой, нежных расцветов, белый платок всегда завязанный с такой небрежной элегантностью, что ей приходилось всегда подправлять его изящным жестом. Свободная жилетка слегка расширенная книзу, которую она никогда не застегивала.

 

Вообще мода влияет и на национальные одежды, и они, конечно, уже не те, что много веков назад. Но некоторые детали, типа узоров, тканей, общего кроя сохранились.

 

источник.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А вот такими ленточками обшивались низ штанишек
post-15148-1314023308_thumb.jpg

 

А вот бухарский национальный халат
post-15148-1314023339_thumb.jpg

 

А еще отдельная и большая тема..это национальный халат..чапан
post-15148-1314023411_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо, я уже в поиске не первый день, эти и многие другие сайты перелопатила, но нигде нет четкой конкретной схемы построения ВЫКРОЙКИ. В тюбетейке я ходить не собираюсь ))) не девушка все же, а вот схема узора для вышивки ворота туркменского платья тоже очень была бы кстати. В общих чертах я много платьев наскачивала, но это все в общих.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Спасибо, я уже в поиске не первый день, эти и многие другие сайты перелопатила, но нигде нет четкой конкретной схемы построения ВЫКРОЙКИ. В тюбетейке я ходить не собираюсь ))) не девушка все же, а вот схема узора для вышивки ворота туркменского платья тоже очень была бы кстати. В общих чертах я много платьев наскачивала, но это все в общих.

Да в чем проблема..то..возьмите основу выведите кокетку на 4-5 см выше центра груди...и сделайте сборку 1 к 2..и все. Рукав обычный втачной..это стандартное узбекское платье

 

PS/..по поводу сборки...ширина атласа как правило 90 см...на эту ширину и кроилось 1/2 платья...как правило кромка не обрабатывалась..кокетка двойная...окат рукава обрабатывался изнутри косой бейкой..длина платья по середину икры..носилось как правило со штанишками, так как за столом обычно все сидели на коленях.
Платьев шилось много - в приданое девушки входило 20-40 таких платьев

Изменено пользователем ИринаZ
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

На ABC-Style как раз я и забраковала перед и зад одинаковы у них. А вот выше две тетушки на фото- ну точно то что мне надо. Джияк для штанов мне для дома необязательно. С выкройками штанов у меня нет проблем, мне пакистанский вариант более нравится чем среднеазиатский. А по -моему, у девушки в синем платье машинная вышивка. Моя давнишняя мечта-такое платье из панбархата.

 

Проблема в том, что я у меня нет основы, которую взять, и я шить нигде не училась. Поэтому мне нужны четкие указания по построению выкройки.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


На ABC-Style как раз я и забраковала перед и зад одинаковы у них. А вот выше две тетушки на фото- ну точно то что мне надо. Джияк для штанов мне для дома необязательно. С выкройками штанов у меня нет проблем, мне пакистанский вариант более нравится чем среднеазиатский. А по -моему, у девушки в синем платье машинная вышивка. Моя давнишняя мечта-такое платье из панбархата.

 

Проблема в том, что я у меня нет основы, которую взять, и я шить нигде не училась. Поэтому мне нужны четкие указания по построению выкройки.


ну сегодня никак не смогу))))...да у тетушек..в оранжевом это те самые)))
post-15148-1314026353_thumb.jpg
..в этой книжке точно есть выкройка Изменено пользователем ИринаZ
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

"окат рукава обрабатывался изнутри косой бейкой".Да, но это все как правило.На самом деле, сейчас сложно встретить, по крайней мере у нас в Самарканде, портниху, шьющую нац. платья действительно качественно.Многие из них и кроить-то не умеют, и в глаза не видели тех выкроек, которые здесь обсуждались(Кстати это книга 60 годов и фасоны в ней даются устаревшие.В таких сейчас можно встретить только великовозрастных бабушек.Воротники уже не делаются.Горловина кокетки украшается машинной вышивкой и камнями(!),Либо готовой тесьмой, опять же с камнями и вышивкой)Они как правило имеют набор кокеток и все, некоторые и сантиметровой лентой не пользуются, измеряяя пядями.А о пройме вообще лучше промолчать.И еще в платьях всегда , за очень редким исключением, используются подплечники.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


У меня именно такая книжка :)

Ну вот..там раздел национальное узбекское платье..как сейчас помню..там есть чертеж:)
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


"окат рукава обрабатывался изнутри косой бейкой".Да, но это все как правило.На самом деле, сейчас сложно встретить, по крайней мере у нас в Самарканде, портниху, шьющую нац. платья действительно качественно.Многие из них и кроить-то не умеют, и в глаза не видели тех выкроек, которые здесь обсуждались(Кстати это книга 60 годов и фасоны в ней даются устаревшие.В таких сейчас можно встретить только великовозрастных бабушек.Воротники уже не делаются.Горловина кокетки украшается машинной вышивкой и камнями(!),Либо готовой тесьмой, опять же с камнями и вышивкой)Они как правило имеют набор кокеток и все, некоторые и сантиметровой лентой не пользуются, измеряяя пядями.А о пройме вообще лучше промолчать.И еще в платьях всегда , за очень редким исключением, используются подплечники.

Не совсем согласна если честно с понятием устаревшая выкройка...ничего с женскими фигурами в эволюционном плане не произошло..те же фигуры))
Само понятие национальное платье предполагает отсутствие каких-то новшеств по поводу кроя...а отделка и пошив - это наша честь и совесть..ну тех, кто шьет на заказ))))...
Да подплечники вставляются..так идет четко очерченный вид кокетки..вы правы...а горловина..это же желание личное..нужен воротник или не нужен...

 

Кстати ..уважаемая Татьяна...если вам не трудно..выложите скан...в этой книжке устаревших 60-ых..он как раз оптимальный...(ой щаззз юность вспоминаю..как я эти платья шила...прям ностальгия)

Изменено пользователем ИринаZ
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


а отделка и пошив - это наша честь и совесть..ну тех, кто шьет на заказ))))...
Да подплечники вставляются..так идет четко очерченный вид кокетки..вы правы...а горловина..это же желание личное..нужен воротник или не нужен...

Согласна. обработка не проблема, как продублировать кокетку в таких платьях меня когдато таджичка научила. А кстати да, я вспомнила как она кроила- используя свою ладонь и пальцы без всяких линеек и сантиметров. Главное основные азы как его шить, а там уже дело вкуса.
И еще я вспомнила, девушки в Ташкенте носили одно время такие платья как бы из двух слоев-сверху прозрачный цветной шифон, а под низ его атлас , подобран так что наложенные один на другой эти два слоя ткани давали неожиданные и изумительные по красоте и нежности новые цвета и оттенки. Я тоже потом хочу поэкспериментировать после того как получится платье попроще. Чтоб не портить сразу))))
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

И еще я вспомнила, девушки в Ташкенте носили одно время такие платья как бы из двух слоев-сверху прозрачный цветной шифон, а под низ его атлас , подобран так что наложенные один на другой эти два слоя ткани давали неожиданные и изумительные по красоте и нежности новые цвета и оттенки.
- Ничё из современного не напоминает?:)
=== Круговорот идей в Природе.

Всегда всех стройней, розовее и выше

Ручное шитьё в режиме онлайн

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Пока нашла интересные вышивки для ворота туркменских платьев. Британский музей-кто бы мог подумать? Там еще много....

 

и еще немного

post-14672-1314100083_thumb.jpg

post-14672-1314100103_thumb.jpg

post-14672-1314100123_thumb.jpg

post-14672-1314100149_thumb.jpg

post-14672-1314100185_thumb.jpg

post-14672-1314100277_thumb.jpg

post-14672-1314100313_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Не совсем согласна если честно с понятием устаревшая выкройка...ничего с женскими фигурами в эволюционном плане не произошло..те же фигуры))

Я о выкройках и не говорила.Я написала, что ФАСОНЫ устаревшие.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Я о выкройках и не говорила.Я написала, что ФАСОНЫ устаревшие.

Покажите нам актуальные фасоны, пожалуйста ;)
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...