Перейти к содержанию
1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6

Рушник из прошлого в сегодня


Рекомендуемые сообщения

Очень надеюсь, что эта тема будет полезна, а уж в том, что она будет интересной, просто уверена. Надеюсь, что счастливые обладатели старинных рушников поделятся с нами своими богатствами, а мастерицы, которые вышивают эту красоту сами, будут радовать нас подробностями творческого процесса. Ведь это целый мир всевозможных техник и приемов, но также знаний, которые, может быть, станут нам ближе.

 

Как положено начнем с энциклопедии:))
"Рушни́к — расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.
Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально-обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками."
Rushnyk_Ukraine_embroidered_decorative_towels.jpg

"красиво не то, что красиво, а то, что нравится" :)))

итальянская поговорка

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Если кто-то пропустил, посмотрите обязательно! salifa показывала фотографии из Музея украинского рушника, что в Переяславль-Хмельницком.

 

132766578.jpg 132766586.jpg 132766561.jpg

 

Может быть кто-то не видел интересную тему Рушник - на блузку, Творение во всей красе
http://club.season.ru/uploads/post-3015-1185295611_thumb.jpg

 

Vasilissa с Осинки показывает "Самые настоящие домотканые холсты 19 века! Из самого настоящего "прабабушкиного сундука"! Обратите внимание на разное переплетение нитей. Инициалы ТТ вышиты около 1920 года примерно третьей владелицей рушника. А холст с узорным тканьем - это даже не декоративно-ритуальный рушник, а самое обычное банное полотенце. Служил лет так 30, пока не лег на дно сундука - и ни одной дырочки (хотя на ощупь намного мягче первого)."
http://club.season.ru/uploads/post-13308-1267473864_thumb.jpg

"красиво не то, что красиво, а то, что нравится" :)))

итальянская поговорка

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Lisёnka в теме Вышивка крестиком - наши творения! показывает свой рушник
_1.jpg _2.jpg
рассказывает и советуется:
"Первый раз вышивала не мулине, а акриловыми нитками. В принципе довольна:-)Размер 1,50 метра на 50 см, размер вышитой части - 30 на 50 см.
Вышит на свадьбу под ноги молодым:-)
Как думаете - для "завершения образа" нужно ли делать бахрому по краю? Мне почему-то так больше нравится..."

 

Кстати мне думается, что все-таки, если не бахрому, то может, какое-нибудь кружево надо было бы на край поставить. Длина рушнику не помеха:))

"красиво не то, что красиво, а то, что нравится" :)))

итальянская поговорка

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Daina, спасибо за редакцию:-) Вроде одинаково все делала, но один раз все получалось как надо, а второй - ну никак и все:-((

А вы не хотите о рушнике продолжить разговор в теме Рушник из прошлого в сегодня? Там можно будет и законченные работы показывать, и о процессах поговорить. Вы расскажете как узор подбирали...

Я с удовольствием продолжу разговор где бы то ни было:-))Тем более, что у меня есть приличная подборка фотографий с Гуцульского съезда 2009 в Космаче - там и вышиванки, и рушники, и вообще всякие промыслы народные.Если это будет интересно - выложу с удовольствием:-)
Узор выбирался просто - увиделся, понравился, вышился:-)) Рушник - покупная схема, подушечка - из книги-альбома со схемами.

 

Дончанка, спасибо за теплые слова:-) Подарок маме вышивался долго - там работы очень много было, но зато была потрясающая шерстяная канва немецкого производства незнакомого плетения, больше такая мне нигде не встречалась:-((

я бы не делала, т.к. под ноги - там времени не будет расправлять бахрому, часть завернется под низ, и будет не совсем опрятный вид.

По поводу бахромы - мне тоже кажется, что она под ногами будет путаться:-((Но вроде и так как-то незаконченно, буду думать:-)) Изменено пользователем Daina
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Если это будет интересно - выложу с удовольствием:-)
очень интересно:)!

Подарок маме вышивался долго
эта вещь того стОила:).
Но вроде и так как-то незаконченно, буду думать:-))
вот и Daina считает, что не закончено. А я воспринимаю так, что если закончить контрастно- то как бы ограничивается размер для взгляда, а с белым краем (возможно как -то оформленым), рушник кажется открытым к продолжению, бесконечным, что-ли. Как-то так. Не знаю, понятно ли объяснила. Не даром говорят- сколько людей - столько и мнений, восприятие у каждого свое:).

...ни на одной клавиатуре не существует специальной кнопки

"создать шедевр"...

Кетрин Айсманн.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Дончанка - как вариант белая бахрома, из ниток канвы, но не по самому краю, а выше. Мне тоже не хочется его заканчивать контрастно, тут я с вами согласна:-) Спасибо за советы!

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

.
Какая красивая тема, Дайна!
Позволю себе немного дополнить.
Вот эта юбка сшита вручную из 2-х рушников. Сшита вручную где-то в 50-х гг. Куплена моей мамой в антикварном магазине в конце 70-х. В 90-х ушита мною по себе в поясе.

 

5.jpg3.jpg

 

Рушники льняные, домотканые, один с автографом вышивальщицы, другой с датой изготовления.

 

7.jpg6.jpg

 

Ширина домоткани около 40 см, переплетение полотняное, подшито вручную, по краям кружево крючком. Сохранность великолепная. - Рубажка сапожковская, современная:).
Узор - 8 одинаковых рапортов с птицей.
- Лисёнка, возможно, не бахрома, а кружево?
Ф.

Всегда всех стройней, розовее и выше

Ручное шитьё в режиме онлайн

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

как вариант белая бахрома, из ниток канвы, но не по самому краю, а выше.

а может это и выход.
Жду в законченном виде:).

...ни на одной клавиатуре не существует специальной кнопки

"создать шедевр"...

Кетрин Айсманн.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вставлю свои 5 копеек по поводу бахромы. Оптимально, лично для меня, бахрома см 5-6 длинной. и не сильно путается и вид законченный. Вот как оформила я с применением узелков макраме. До фото рушнык лежал в сложенном виде где-то с полгода и не доставался вообще. Но, конечно, он накрохмаленный и отутюженый во влажном виде.
post-15620-1354679206_thumb.jpg

 

Можно просто завязать узелки и будет красиво.

 

А вообще и так рушнык Lisёnka вполне законченный. Мне ничего не надо добавлять-убавлять

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Не дело это, когда от красивого рушника только бахрому показывают:))
Смотрите, свадебный рушник на икону - работа Gonchaia
61cf30949b91.jpg http://i012.radikal.ru/1002/dc/4026c4f49201t.jpg
техники: занизывание, ретязь, козлик, мережка прутик и паучок, макраме

 

другие работы мастерицы в ее альбоме От крестика до глади. Работы Gonchaia

"красиво не то, что красиво, а то, что нравится" :)))

итальянская поговорка

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

.
Gonchaia, замечательная работа, мне всегда интересна символика узоров.
Потому такие вопросы.
1.Это свадебные узоры, или они характерны вообще для иконных рушников?
2.Вы придерживались какой-либо традиции? Где она локализована и насколько "древней" оценивается её носителями? Почему они считают необходимым следовать этой традиции? Чего ждут от "правильных рушников"?:)
3.Как трактуется семантика, те.смысл элементов орнамента и композиции в целом, включая бахрома?
4.Этот смысл осознаётся "пользователем"? Те. простой обыватель (не мастерица и не искусствовед) в быту понимает, что это именно свадебный рушник и может своими словами выразить смысл орнамента?
Спасибо!
Ф.

Всегда всех стройней, розовее и выше

Ручное шитьё в режиме онлайн

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Фрося, спасибо за оценку :) Вообще, это парный рушнык на икону. Узор чисто украинский, по большей части локализация этой техники исполнения как раз Полесье. Насколько правильная моя работа с точки зрения символики именно для рушныка под икону я сказать не берусь, так как в этом вопросе не очень сведуща. Техника и узоры более древние, чем крест, наверное еще дохристианские. По символике - распаханое поле, вода и круговорот жизни, солнечные знаки. Мережки делала для ажурности больше, хотя рушнык не для завязывания рук, можно было побаловаться. То же и с бахромой, это более позднее новшество. Сейчас символы уже забыты и вряд ли кто-то их идентифицирует. Для техники занизывания еще характерна контрасная полоса (черная, темно-синяя) по середине узора, но я решила ее не ставить, потерялось бы настроение.
В быту у нас такими рушныками пользуются мало, вариантов не так много, так что трактуется обыкновенным пользователем однозначно.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У меня так случилось, что я с рушником впервые "встретилась" именно на свадьбе... причем не совсем понимала почему он так нужен:)) Потом я увидела рушники в Художественном салоне, но все равно не понимала... а потом я увидела вышитые полотенца мастерицы, который вышивала в технике цветной перевити и я наконец-то "прозрела". Оказалось, что вышитое полотенце в интерьере - это красота!

 

А вот какая замечательная информация есть именно по свадебному рушнику.

 

На свадьбе рушники используются обязательно, так как это один из основных символов. Одно из основных значений свадебного рушника – жизненный путь, по которому вместе должны пройти жених и невеста, муж и жена. И в том, что рушники длинные (порой до двух с половиной и трёх метров) также заложен свой смысл: отбеленное полотно символизирует дорогу.

 

По традиции на свадьбе следует использовать вовсе не один рушник, а до 40 (!!!) специальных рушников:
-на икону – родительское благословение;
- под хлеб, который держат родители на рушнике во время благословения молодых;
- особый рушник, который невеста приносит в дом жениха;
- для украшения «свадебного поезда»;
- «дружка» (свидетель) повязывал рушник крест-накрест на груди (не оттуда ли пошла традиция лент для свидетелей?);
- настольные большие рушники со свадебной символикой,
и т.д.
-на венчании молодые становятся у аналоя на "венчальный" белый рушник - как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение их брака.
-во время венчания священник перевязывает руки венчающихся "союзным" рушником. Эта традиция несет символ духовных уз, знак союза любви и взаимной привязанности супругов, тесного духовного единения их. На рушнике вышивается растительный орнамент, имена жениха и невесты, совет да любовь.

 

информация взята здесь

"красиво не то, что красиво, а то, что нравится" :)))

итальянская поговорка

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Расширенно по символике. Из книги-альбома "Знаки 155 стародавних украинских вышивок". (Перевод с украинского на русский - Lisёnka;-)

 

Калина - дерево нашего украинского рода. Когда-то в старину ее связывали с рождением Вселенной, Огненной Тройки : Солнца, Луны и Звезд. Потому и название у нее от старого названия Солнца - Коло (укр. - Круг рус.)
А поскольку ягоды у калины красные, то и стали они символом крови и бессмертного рода. Именно поэтому свадебные рушники, женские и даже мужские сорочки пестрят этими кистями. Мощная космотворящая украинская цепочка: капелька крови - женщина-рождение - Украина - Возрождение.

 

Дуб и калина - наиболее часто встречающиеся мотивы на мужских сорочках и соединяющие в себе символы силы и красоты,но силы необычайной, красоты бессмертной. Дуб - священное дерево, олицетворявшее Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни. Т.о. парни и молодые мужчины носили на себе чудодейственный оберег животворной силы своего рода

 

Символика винограда раскрывает радость и красоту создания семьи. Сад-виноград - это жизненная нива, на которой мужчиная выступает в роли сеятеля, а женщина растит и оберегает дерево их рода. Мотив винограда часто встречается на женских и мужских сорочках Киевщины, Полтавщины, а на Черниговщине виноград вьется на семейных рушниках.

 

С давних времен на Украине святили мак и им обсевали людей и скот, потому что верили - у мака есть волшебная сила, защищающая от всякого зла. А еще верили, что поле после битвы покрывается маками. Нежный трепетный цветок несет в себе неистребимую память рода. Девушки, в семье у которых был умерший, с любовью и печалью вышивали узоры мака на сорочках, а на головы одевали венки из семи маков, как бы обещая таким образом сберегать и продолжать свой род.

 

Тайну жизни скрывает в себе и лилия. В легендах лилия - символ девичьих чар, чистоты и невинности. Вышитый цветок лилия поможет разгадать тайну этих чар. Если присмотреться к контурам геометрического узора лилия, то вырисовываются силуэты двух птиц - знак любви и соединения. Кроме цветка, неотъемной частью орнамента должны быть листок и бутон - они составляют неразрывную композицию триединства, в ней заложено рождение, развитие и непрерывность жизни.
В орнаменте лилия обязательно дополняет крест - он волшебен и благословляет пару на создание семьи. Крест является стародавним символом обьединения солнечной энергии отца и влажной энергии матери. Иногда над цветком вышивали капли росы , что тоже являлось символом оплодотворения. Но почему же именно лилия является женским символом. А именно потому, что она есть суть влажной энергии. Это подтверждает и древнее название лилии - крин, имеюшее один корень со словом "криниця" ( родник укр)

 

Узоры напоминающие листья хмеля - относятся к молодежной символике. Кроме Центральной Украины , распространены на Подолье и на Волыни. Хмель очень близок к символике винограда и воды, поскольку несет в себе значение развития, буйства молодости и любви. Можно сказать, что узоры хмеля - это свадебная символика.

 

Богаты на птичью символику рушники Средней Надднипрянщины. Разные птицы изображены на них, в зависимости от того, по какому случаю вышит рушник. Соловей и кукушка любят девичьи рушники, грустят, если их вышили не вместе, но...все еще впереди. Этих птиц чаще всего вышивают на ветке калины, что символизирует продолжение рода.

 

Павлины - очень важные птицы, поскольку всегда присутствуют на свадебных рушниках и в основном имеют над собой Божье благословение - венец или венок. Не забудем, что павлин - это жар-птица, которая несет в себе солнечную энергию развития, поэтому она - птица семейного счастья.

 

Супружескую пару символизируют голуби, соколы, петухи. Характерным признаком свадебного рушника является расположение птиц головками друг к другу. Они либо держат в клювике ягодку, либо сидят в основе дерева, символа новой семьи.

 

Ласточка - всегда несет добрую весть, имено она заботится о том, чтобы человек не пропустил благословенной поры для создания семьи и укрепления хозяйства.

 

Птицы - это символы людских душ. на семейных рушниках, где было вышито Древо жизни с триединым философским пониманием будущего, настоящего и прошлого, птиц вышивали фантастическими. Располагали их у корня, в середине ствола и на ветках с обоих сторон дерева. Это свидетельствовало про мощь и неистребимость рода.

 

Солнце часто изображается восьмилепетсковым цветком или розеткой, а знак Воды напоминает свернувшегося ужа.

 

Знаки в виде ромбов и ромбиков на плече сорочки - это символ плодородия Земли-матери, щедро засеянной, согретой Солнцем.

 

Звезды разбросанные по рукавам и собранные в геометрический орнамент - это предствление о структуре Вселенной, которая уже не является хаотичной, а становится упорядоченной и гармоничной. На плече принято вышивать 6 звездных рядов, а не рукаве - 12.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот где-то так. Извините за "многабукаф" и за несколько корявый перевод. Я опустила пару абзацев, где,как мне показалось, фантазия автора взяла верх над достоверностью, но остальное перевела достаточно близко к тексту.
Надеюсь кому-нибудь это будет полезно:-)

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Daina, Lisenka, все так, но не забывайте, что у каждого региона свои символы и свои обычаи. Лисенка выложила очень интересный текст из книги (у меня она тоже есть ;) ), только, по-моему, это больше имеет отношение к вышивке крестом в разных вариациях. На Полесье или в Карпатском регионе (рушнык Лисенки к ним относиться, насколько я понимаю) очень редко используются растительные орнаменты, больше геометрические, те, которые более древние по происхождению.

 

Кстати, примите к сведению, "союзный" рушнык вышивается глухим, без ажура, чтобы счастье не плутало.

 

И еще один интересный факт. Когда к девушке приходили свататься и жених ей был мил, то она подавала рушнык такой, чтобы были видны узелки. Значение - чтобы знал всю ее изнанку, она ему доверяет. Если нет - ни одного узелка на оборотной стороне быть не должно. Вот интересно, следует ли еще кто нибудь такому поверью?

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

от модератора: вставила несколько фотографий работ Мышильды из ееальбома

 

1267196526 1267196526

 

1267196526 1267196526 1267196526

 


но не забывайте, что у каждого региона свои символы и свои обычаи.

В принципе, славянские символы используются в вышивке не век, не два и не пять. Символам этим, по разным источникам, до 2 тысяч лет. Так что, в большинстве случаев, символы у русских, белорусов, украйнцев означают одно и то же.

 

Как, к примеру, в старину, не будучи грамотными, крестьянки РАССКАЗЫВАЛИ в вышитых рушниках всю историю рода: наличие предков, родичей со стороны родителей жениха и невесты, кто жив, кто нет и т.д. и т.п. И вся эта родословица "выписывалась" в виде свадебного древа.
Интересно самой было....

 

У меня инет тут слетел дома, а на работе, как сейчас, с телефона, много не выложишь.
Я с просторов сети повыудила множество интересных историческо-этнографических изысков по поводу рушников, да не успела систематизировать: все ж лучше примерами "из жизни" оперировать.

 

Дорогая Диана, я честно готовилась начать тему о рушниках. Хотелось все по порядку, по полочкам, исторически.....
Я, как юная "Сезоновка", перед лицом своих товарищей, торжественно.... Ну, короче, разберусь со змеем, именуемым WaiVai-вером, и начну грузить вас , см удовольствием, нарытой инфой.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Мышильда, согласна, символы похожие, но трактовка сейчас у людей может быть разная одного и того же символа (та же свастика, знак солнца, который так часто встречается на вышивках). Жаль, что со временем все забылось...

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты


Мышильда, согласна, символы похожие, но трактовка сейчас у людей может быть разная одного и того же символа (та же свастика, знак солнца, который так часто встречается на вышивках). Жаль, что со временем все забылось...

Согласна. Вот, к примеру взять рисунок
post-15620-1354679372_thumb.jpg
Видите крючочки по верху и низу зигзаговых линий вокруг центральных узоров? Это - упрощенный стилизованный символ лошади, коня - плодородие.
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Наибольшее количество информации, конечно же, о рушниках украинских, особенно о западноукраинских. Исторически сложилось так, не хочется сейчас останавливаться.

 

Рушник — изделие символичное и многозначное. Он не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками, и является предметом искусства. Можно говорить о том, что узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, о природе и людях.

 


Украинские рушники и их вышивка Диапазон использования украинских рушников был очень широким, хотя они крайне редко использовались по прямому назначению – то есть в качестве полотенец. Служили они обереговыми знаками в украинской обрядовости, были важнейшим компонентом интерьера хаты (ими украшали углы, окна, двери), одежды и обрядов. Нередко рушник служил праздничным или обрядовым поясом, что особенно было распространено в Среднем Поднепровье до самого XX столетия. При этом рушник использовался только богато и мастерски орнаментированный традиционными обереговыми знаками, что соответствовало его главному назначению.
Вода и Солнце
Вся украинская вышивка обозначена знаками Воды и Солнца. Солнце часто изображается восьмиугольной розеткой или цветком, а знак Воды напоминает свернувшегося ужа. Две стихии, которые создали земную жизнь, а потому их надо понимать как влажную материнскую и солнечную отцовскую энергии.

 

post-8533-1269106236.jpg

 

Материнский символГлавным символом на рушнике является символ Матери, в основе которого 8-конечная звезда, как говорилось ранее. Обрамляет этот символ стилизованная гирлянда из цветов, что символизируем величие матери, ее особую роль в продолжении жизни. Наличие в рисунке желтого и голубого цветов нитей говорит об украинских корнях данной вышивки
1267196526

 

Ромбы
Самым распространенным орнаментом украинской вышивки (хотя на самом деле он был общим для всех восточнославянских народов, в русской вышивке тоже много подобных узоров), был геометрический орнамент, главные элементы которого составляли «ромбики с загогулинками». Они, по древним славянским поверьям, воплощали богиню земли, служили добрым охранным символом, который приносит счастье и покровительствует плодородию. Именно наличие последнего значения объясняет широкое распространение этого оберегового орнамента в обрядовой одежде, прежде всего, женской. Вышивка с такими знаками в женской одежде располагалась на головных уборах, груди и наплечнике, в мужской – на наплечнике, а также рукавах и подоле сорочки-вышиванки
post-8533-1269106337.pngpost-8533-1269106376.png

 

Вазон и Берегиня
Этническим обереговым знаком украинцев служила и вышивка, орнамент которой составляли вазон (большие ветки с цветами и птицами) и Берегиня (стилизованная женская фигура или загадочный могучий цветок). Они, как правило, вышивались нитками красного цвета, который символизировал очистительный огонь и солнце и был связан с охранной магией, оберегом, очищением и лечением.
post-8533-1269106495.png

 

Далее просто покажу, как иллюстрацию к посту Лисёнки (прошу ее позволения!!), как выглядят вышитые элементы, о которых она рассказала.

 

Виноград
post-8533-1269106913.png
Звезды
post-8533-1269106940.pngpost-8533-1269106954.png
Дуб
post-8533-1269106987.png
Калина
post-8533-1269107008.png
Лилии
post-8533-1269107033.png
Мак
post-8533-1269107050.png
Роза
post-8533-1269107074.png
Хмель
post-8533-1269107093.png

 

Продолжение надо?

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

.
Обязательно, Мышильда!:)
Спасибо большое!

Всегда всех стройней, розовее и выше

Ручное шитьё в режиме онлайн

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Рушник "Свадебный"
В свадьбе рушники используются в качестве обязательных и одних из основных символов.
Одно из основных значений свадебного рушника — жизненный путь, по которому вместе должны пройти жених и невеста, муж и жена.
В свадьбе используются несколько специальных рушников: на икону — родительское благословение; под хлеб, который держат родители на рушнике во время благословения молодых; два каравая; для связывания руки невесты с рукой жениха (символ соединения, неразлучности); особый рушник, который невеста приносит в дом жениха; настольные большие рушники со свадебной символикой, и т.д.

 

В традиционной вышивке восточных славян изображение на свадебном рушнике пары птичек (жаворонков, голубков) символизирует жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. Неслучайно на свадебном рушнике вышиваются и цветочные орнаменты. Это и оберег от злых сил, и пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей. Иногда на свадебном рушнике вышиваются и первые буквы имен жениха и невесты. Существует прекрасная традиция сохранять свадебный рушник в семье, передавая его из поколения в поколение.
Рушник не должен быть из двух кусков или более- жизнь сломаная, разорваная будет
- Нельзя над основным сюжетом (который по краям) вышивать горизонтальные линии. Ну напрмер если вишито "дерево жизни" над ним мережку или полоску нельзя вышивать - можно накликать бездетность или развод - т.к. эта полоса "перечеркавает", "обрывает" дерево рода

 

Еще говорят такое:
свадебный рушник можно на полный месяц и в яркие звезды расстелить на траве - чтобы жизнь была ясной-яркой как звезды и луна как символ женской плодовитости и на солнце высушить - чтобы жизнь светлой и багатой была
перед вышивнием помыть руки - что бы "нехорошие мысли смыть"
Рисунок с двух краев рушника практически одинаковый, чтобы гармония между духовным и материальным миром была
Середина обязательно пустая - что бы жизненная дорога легкой и просторной была, говорят через эту белую середину Божий свет и сила проходит
Обязательно стараться аккуратно изнанку делать (особенно перекрещивать нити плохо), что бы сплетен о семье не было, что бы чужие люди не обсуждали и в личную жизнь не вмешивались
При вставании на рушник надо что бы невеста стояла на левом краю (тот край который вышивается вторым). И хотя узор одинвков с двух краев, надо обязательно как нибудь левый край пометить, что бы не перпутать. А жених соот-но на правом. Между ними - чистое полотнище - чистая дорога жизни.
Теперь немного о материале:Сейчас удобно использовать ткань для вышивки с мелким крестиком (типа АИДА 14). Размер ткани в длину – 2.5-3 метра, в ширину не менее 45-50 см. Ширина определяется повтором рисунка, длина - количеством вышивки (середины должно хватить, для того чтобы поместились жених и невеста).

 

Если для рушника используют ткань без кромки, то подшивают полотенце вручную, подгиб зависит от ткани - лён или бязь подворачивают 2 раза на 0,5 см. Подшивают, захватывая нить основания через крестик, так чтобы на лицо получался пунктир. По бокам вышивки не должно быть белой каймы, рисунок должен быть симметричен.

 

О самой вышивке рушника:

 

Рушник вышивают с двух сторон разное, для жениха и для невесты (как писалось выше). Общее только оформление и размер вышитой части.

 

Вышивается рушник в три этажа:

 

◦первый – дерево рода, и к нему обычно деревья с парой птиц
◦второй – пожелание для жениха и невесты
◦третий – берегини, и в заключение вышивается свадебный венок с инициалами жениха и невесты.
post-8533-1269109982_thumb.jpg

 

Первой вышивают каемку.
Она может быть разной – вышитая имитирующая кисточки, или кружево. Можно кружево пришить (желательно связанное вручную), а можно вытеребить полотно и сделать кисточки. (Несмотря на вышивку, всегда делаю кайму: вязаные или плетеные концевики.- Мыш.)
Затем вышивают дерево рода и чередуют его с деревьями, где попарно сидят птицы (символ пары), деревья самые разные, с ласточками, с глубями, самые старые с неизвестными науке зверями, похожими на оленей, но непременно под деревом, самые распространенные сейчас с павлинами.

 

post-15620-1354680675_thumb.jpg post-15620-1354680688_thumb.jpg post-15620-1354680700_thumb.jpg post-15620-1354680716_thumb.jpg
Между ними самое интересное и самое невзрачное на всем полотенце – дерево рода
Растет оно из горшка, модификации разные, имеет два узла первый - родительский, второй – дочерний.

 

Первые ветви (под центральным родительским узлом) – дедушки и бабушки, жениха или невесты (зависит от стороны полотенца), ветки вниз – умерли, вверх – живы. Справа – родители матери, слева – родители отца. Верхние ветки – бабушки, нижние – дедушки. На центральном узле – точками – тети и дяди невесты (в соответствии со стороной родителя), причем, если с нижней стороны - старше отца (матери), с верхней – младше. Для женщин – вышивается треугольник, для мужчин – квадрат (4 крестика).

 

Второй уровень (над центральным узлом) – родители. Аналогично – справа – мать, слева - отец. Ветки вверх – живы, вниз – умерли. Вообще ветка, по логике должна быть одна, но вышивают почему-то две (наверное, для симметрии).

 

Верхний (дочерний узел) – на нем точками братья и сестры невесты(жениха). Сверху – старшие, снизу – младшие. Справа – сестры (материнская сторона), слева – братья (отцовская сторона).

 

Теперь, исходя из вышесказанного – на рисунке: дерево рода невесты (петелька), мама у нее сирота (бабушка и дедушка умерли – ветки справа вниз), родители отца – живы, у родителей нет братьев и сестер (то есть, у невесты нет тети и дяди), отец и мать живы, и у нее есть старший брат.

 

post-8533-1269110369.png

 

На верхнем узле у невесты вышивают петельку, у жениха - две лишние клеточки.

 

А вот на этом рисунке: дерево рода жениха, живы все бабушки (верхние ветки), дедушка со стороны матери – умер. У жениха есть одна тетя со стороны матери и один дядя со стороны отца, мать у него умерла, он самый младший в семье, после брата и сестры.

 

post-8533-1269110398.png

 

Дальше располагают прошву с пожеланиями жениху и невесте. Вышивают для невесты розы – символ красоты, лилии – символ непорочности, гвоздики – символ верности, мак – символ продолжения рода. Для жениха вышивают виноград – как символ богатства, дуб - как символ крепости, стойкости, силы, объединяют его с калиной – символом непрерывности семейной жизни. Основной мотив окружают небольшими прошвами из скромных узоров подходящей тематики. Лилии обязательно сопровождает узор, содержащий в себе крест.

 

Например:

 

post-8533-1269110479.pngpost-8533-1269110494.png

 

Вариантов может быть множество, это зависит от воображения и желания вышивальщицы. Образцы вышивки можно взять где угодно, в книгах, в Интернете. Дальше вышиваются берегини, это такие небольшие стилизованные деревца в горшочках, хотя есть варианты и без них. Встречаются вместо деревца, как более поздний вариант – крест. Вышивают по обоим бокам полотенца, оставляя середину для свадебного кольца. Свадебное кольцо вышивают посередине, оно, как правило, венчается короной, символом венчания в церкви, по сути, это венок.
Внутри кольца вышивают инициалы (первую букву имени) соответственно жениха и невесты. Вот примеры берегини и креста:

 

post-8533-1269110583.pngpost-8533-1269110594.png
post-8533-1269110610.pngpost-8533-1269110624.png

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А вот небольшие выдержки из реферата девочки-десятиклассницы. Она анализировала вышивки Белгородчины.

 

"... Появление вышивки в России относят к первым столетиям древней Руси. Рисунки выдумывали сами, например, по узорам на окнах зимой; часто составляли из стилизованных изображений растений, фигур животных и человека. «Рисунку придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезни и бед.»

 

Книг не было, да и школ не было. Учились друг у друга. В каждой губернии, порой даже в самом маленьком районе рождалась своя, отличная от других техника вышивания: тверская мелкая строчка, крестецкая строчка, нижегородский гипюр, ивановская и ярославская строчки с обводкой, олонецкое шитье с перевитью, тамбурный шов, «верхошов», двусторонняя гладь. Даже вышивка крестом, хорошо известная техника вышивания во всех регионах России, различается и по виду, и по цвету: воронежские узоры вышивались преимущественно черной нитью, северные – красной, на Белгородчине основной узор – сочетание красного и черного цветов.
Самый расцвет вышивального искусства в России приходится на начало XIX века, когда вышивкой занимались и крепостные девушки, и их хозяйки. Вышивали гладью и крестом по канве, шерстью и бисером на шелке и бархате.

 

Для женщины вышивка была своего рода выражением душевной потребности в красоте, способом выражения эстетического восприятия окружающего мира. Вышивали одежду (рубахи, передники, сарафаны), полотенца, которые в наших краях называют рушниками.

 

В старину не найти было ни одного дома на Руси, в Украине, в Белоруссии без рушников - самобытных полотенец, в украшениях которых использовались традиции глубокой древности. Рушник – главный оберег человека от рождения до смерти. Рушники использовались не только в прямом назначении как полотенце (тогда их называли утиральником и украшали его скромной вышивкой), ими украшали хату. «Отдельно вешали особое полотенце – главный оберег избы да семьи. Одним концом оно к Богу устремлялось, а два других – в матушку сырую землю. Потолок с полом связывало, а небо – с землею. При закладке дома в основание его клали полотенце-оберег, вышитый кругами и крестами. (Круг и крест – солнечные символы).»

 


Рушники использовали в свадебных, родильно-крестильных и погребально-поминальных обрядах. Самое достойное место они занимали на свадьбе: входили в приданое невесты (девочки начинали вышивать еще в детстве, так как по обычаю их в приданом должно было быть не менее 100 штук). Молодая дарила их сватам, родным жениха, их повязывали через плечо важнейшим участникам свадьбы. Рушники постилали как подножник, на который становились в церкви молодые во время венчания. У белорусов есть выражение «встать на рушник», оно означает выйти замуж.
.....
Обратила внимание на то, что старинные рушники выполнены в красно-черной гамме. Рисунки на них геометрического плана, присутствует растительный орнамент.
В ХХ веке в селе Призначном и в селе Малые Маячки стали вышивать гладью, ярким разноцветьем. Это объясняется тем, что в эти места прибыло много переселенцев из Белоруссии, где техника вышивки гладью была широко распространена.
....
«Рушник – это не просто красиво, но и интересно, и познавательно. Ведь ничего так просто на рушник не попадает. Рушники бывают разные: и «сватовские», и «солдатские или казацкие», и другие. Вот, например, «сватовские» – это самые большие, чтоб его хватило перевязать высоких, видных мужиков, которых выбирали в сваты. Родня жениха вышивала петухов или павлинов (приложение 3) с намеком на красоту и стать парня, дубовые листья с желудями – это богатство и крепость семьи. Если невеста принимала предложение свата, то перевязывала еще сильнее его своим рушником, где тоже ничего не было случайным, все со смыслом».
...
выделяется 4 фрагмента узора, каждый со своим значением.

 

1. «Зачин». Начало вышивки. Его можно вышить узенькой полоской.

 

2. «Земля», рисунок вышивается по сравнению с зачином большего объема (ведь от земли идет богатство), используется растительный орнамент.

 

3. «Дом». Должен быть красивый и высокий, показывать достаток, мастерство рукодельницы;

 

4. «Венец». Вышивается богато. Это то, к чему стремишься в жизни.
Причем фрагменты узора вышивки между собой отделяются либо полосками «зачина», либо вместо полоски «зачина» можно использовать кружево или мережки.

 

Рисунок заполнял ткань рушника на две его трети. Низ рушника украшался кружевом, связанным крючком или в технике филейного вязания. Вышивка на рушнике (фрагменты, обозначенные в схеме,) должна быть «родней», то есть одного типа.
....
Из всего сказанного выше следует, что рушник играл в жизни славян сакральную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней. В русских селах ими по-прежнему украшают красный угол, да и во многих городских домах он стал почетным гостем.
....
в некоторых обрядах неузнаваемо трансформировалась роль рушника. В селе Малые Маячки бытовала традиция: на второй день свадьбы молодая развешивала в избе свои рушники поверх рушников свекрови, чтобы все могли полюбоваться ее мастерством. Сегодня же эта традиция трансформировалась в новый обычай: молодая меняет «занавесы» (шторы) на окнах, демонстрируя достаток своей семьи.
Мода капризна. Из маминых рассказов знаю, что в годы ее молодости украшение дома вышивками считалось мещанством. В наши дни, характеризующиеся возрождением интереса к духовной и материальной культуре прошлого, вышивка обретает свою вторую жизнь. Все больше и больше мастериц увлеченно работают над сохранением почти навсегда утраченного.
....
Условия жизни, обычаи, родная природа определяли характер вышивки, цвет. Так, образы древнерусской вышивки зачастую были связаны с религиозными верованиями славян. В изображении величавой фигуры женщины, окружённой цветами, птицами, зверями или всадниками, проявлялся культ богини земли и плодородия. Позднее в народных вышивках XVIII-XIX веков изображения птиц и животных утратили значение языческого символа и воспринимались как выражение добра и благополучия в семье, согласия, любви между мужем и женой.
Долгое время народная вышивка не воспринималась как искусство, поэтому образцы изделий не собирали, не изучали и технику вышивки. В. В. Стасов был одним из первых учёных-исследователей, кто попытался собрать, изучить, систематизировать народные узоры, описать особенности древнерусской вышивки. Сколько долгих веков суждено прожить вышивке? История её преображения и воскресения продолжается и в наше время.
Элементы, составляющие мотив белгородских узоров, имеют древнейшее происхождение и напрямую связаны с почитанием культа языческого божества нашими предками посредством особых знаков–символов, знаков–оберегов. Эти условные знаки должны были всегда напоминать богам и другим силам добра, чтобы они вовремя отводили руку зла, когда оно захотело бы причинить человеку какую-либо беду или смертельное горе.6

 

Геометрический ромб – главная, наиболее устойчивая фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у наших предков-славян считался кругом. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимали как лучи солнца. В процессе эволюции ромба в Белгородско-Воронежском регионе возникли множественные его варианты, и один из них – «репей» – гребенчатый ромб с двумя выступами на каждом углу. Свое название он получил из-за сходства с репьем лопуха. Этот знак-оберег превратился во множественный символ: жилище молодой семьи, источник воды, огня, плодородия и жизни. Так, если он изображался с точками в центре или поделенным на четыре маленьких ромбика с кружками в каждом, обозначал плодородную почву, засеянное поле, крестьянский надел или усадьбу. Пустой в середине ромб означал землю или твердь. Цепочка вертикально расположенных ромбов – «дерево» жизни. Ромб с крючками по сторонам являлся символом матери-земли.
Вторым по распространенности символом Белгородского узора специалисты считают крест. Техника вышивания крестом широко распространена в Белгородской области и сегодня, что свидетельствует о дреавних ее корнях. У языческих народов знак креста был символом мужчины. Сдвоенный крест обозначает мужа и жену, то есть семью.7
Геометрический треугольник означал целинную землю, позднее – оборонительное сооружение.
Квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине символизировал засеянное хлебопашцем поле.
Счастливое число семь и семидневная неделя изображались семиконечной звездой.
Восьмиконечная звезда символизировала семью. (Очень люблю вышивать ее. -Мыш.)
Спираль символизирует змею, олицетворяющую мудрость.
Круг с небольшим крестом посередине обозначал неразрывный союз бога Ярилы с человеком.
Малый круг внутри большого свидетельствовал о том, что наряду с добром (большой круг) существует и зло (малый круг)8
Знаки в форме точки символизировали зерно, в виде римской цифры пять – растение.
Таким образом, мы видим, что узор на вышивке имеет не только эстетическое значение и содержание, но несет и смысловую нагрузку: символы вышивки могут рассказать нам о миропонимании, ценностях, стремлениях наших предков. Изучая эту символику, мы сможем лучше понять наше прошлое, обогатить современную культуру.
....
вышивка является одним из древнейших элементов духовной и материальной культуры нашего народа. Ее образы напрямую связаны не только с бытом, но и с верованиями, обычаями славян, именно поэтому в них мы находим отражение как языческих, так и христианских взглядов на окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Неслучайна и цветовая гамма: каждый цвет нес большую смысловую нагрузку.
Наиболее часто вышивка использовалась для украшения рушников, которые играли в течение человеческой жизни не столько утилитарную, сколько обрядовую роль: они были необходимым элементом сколько-нибудь значительных событий в жизни человека от рождения до его смерти. Особенностью вышивки нашего края, длительное время бывшего пограничным порубежьем, является синтез традиций вышивки трех братских славянских народов и их западных соседей. Интересен тот факт, что в Шебекинском районе сохранились в обиходе сюжетные рушники. Их символика многозначна и многоцветна. Скорее всего, привезли их с Украины, хранятся они сегодня как музейные экспонаты. И, слава Богу, они еще много лет будут радовать людей своей красотой. Ведь что такое рушник в культуре украинцев, русских, белорусов? Это история наших предков, думы и надежды, красота и богатство духовной культуры: мамина песня, отцова хата, дедушкина сказка, бабушкин узор и ласка, доброе слово соседа, взаимопомощь – все это на рушниках, родовой памяти наших предков.
.....
вышивка, развиваясь от разрозненных знаков-оберегов с культовым значением, превратилась в художественную орнаментальную систему, которую в современном мире используют художники-модельеры в дизайне одежды. Вышивка – это часть живой истории русского народа, славян, вобравшая в себя столетия, от язычников и до сегодняшнего дня. ....."

 

 

 

Простите за такие простыни - хочется поделиться тем, что сама "накопала", возможно, многие умелицы и без меня это знают, читали.... С другой стороны, интересно сравнить и проанализировать сведения об украинских и русских рушниках - много ли разницы? А у меня есть кое-что и по белорусским вышивкам вместе с рисунками Разных видов белорусских швов!

 

И, последнее из реферата, (спасибо этой девочке, Екатерине Лобко, за труд!!): классификация рушников по изображению на них и назначению

 

1. Благословенные Вышивались красными нитями, богато украшались. Были обязательной принадлежностью приданого, передавались от матери к дочери. Рушник-оберег.

 

2. Свадебные:а) невестины;
Изобиловали цветами, обязательно изображались голуби. Дарили любимому человеку.
б) сватовские.
Вышивались все элементы рушника только красными нитями, обязательно изображались птицы (петух, павлин или голуби), листья дуба, желуди, виноград – как символ богатства.

 

3. Прикрасы
Вышивались экзотические растения, птицы. Этими рушниками украшали избу.

 

4. Иконнички или киотные
Богато украшены растительным орнаментом, по всем краям обшивались кружевом. Изображали то, что просили у Бога. Ими украшали красный угол избы, Божницу.

 

5. Подарочные:
а) мужчинам;
Вышивали дубовые листья, желуди, колосья – пожелания здоровья, богатства.
б) женщинам.
Вышивали цветы, чаще розы, колосья – к здоровью; виноград – к богатству.

 

6. Казацкие или «солдатики»
Обязательно готовились сыну, когда он уходил в армию. Вышивались кони, оружие.

 

7. Хлебосольные
Богато орнаментировались растительным узором, обязательно присутствовала надпись «Хлеб-соль»

 

8. Любовные
По рисунку этого рушника можно было прочитать чувства мастерицы, выполнившей его. Вышивали цветы, чаще розы.

 

9. Крестильные
Вышивались пожелания здоровья, счастья, богатства (колосья, виноград, желуди, птицы)

 

10. Погребальные
Изображались ангелы и кресты. Зачин должен был быть с ровным краем, без выступов как будто подведена черта.

 

11. Сюжетные
В них в качестве венца использовались изображения дома, хоровода, какой-нибудь сюжетной картинки.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Прочитала с огромным удовольствием, спасибо, Мышильда
Вы правы - это сложно, богато и неоднозначно, но зато каждый имеет возможность уловить то, что ему ближе или нужнее именно в этот момент.

"красиво не то, что красиво, а то, что нравится" :)))

итальянская поговорка

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...